Какой была деловая этика старообрядцев? Какое влияние она оказала на развитие предпринимательства в дореволюционной России? Какую корпоративную культуру выстраивал Тимофей Васильевич Прохоров на знаменитой Трехгорной Мануфактуре? За какие заслуги его предприятие получило Гран-при и золотые медали на Всемирной Выставке в Париже? Почему так ценилась продукция старообрядцев, что ее даже подделывали на Западе? Как жили олигархи того времени и на что тратили свои средства? Об этом и многом другом мы побеседовали с Юлией Александровной Барановой, кандидатом культурологии, помощником проректора Московского государственного университета культуры и искусств, автором диссертации и монографии на тему «Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры».
— Сегодня мы часто слышим о том, какой жизнью жили русские предприниматели старообрядцы, есть много мифов, с этим связанных. На Ваш взгляд, какой была деловая этика старообрядцев?
— Прежде, чем говорить о деловой этике старообрядцев, обратимся к их этико-религиозному кодексу. Основу его составляют религиозные ценности. На «выработку» принципов кодекса оказали влияние: христианское православие, ментальность и национальные традиции. Этико-религиозный кодекс представляет собой некую универсальную духовную систему, ставшую основой для формирования особой деловой этики русского раскола.
— Сердцевиной этико-религиозного кодекса старообрядцев стали эсхатологические ожидания, т.е. воззрения о падении благочестия, о Конце света и Втором Пришествии Христа. Староверы считали, что антихрист захватил мир, истинное священство иссякло, потому ставили перед собой задачу сохранить в первозданной чистоте веру предков и общину до Второго Пришествия. «Ревнителями старины» выдвигается революционный тезис о том, что каждый мирянин может на себя взять роль священника, коль истинное священство иссякло. Среди староверов появляются начётчики — самые образованные и авторитетные члены общины. Начётчик концентрировал огромный духовный потенциал, нёс ответственность за каждого члена общины, т.е. принимал грехи собора на себя. Так и каждый член общины ощущал личную ответственность — это ответственность перед Богом и людьми. Она была сопряжена со спасением души, которое возможно только соборно, то есть в общине. На мой взгляд, эти мировоззренческие установки перекочевали в деловую сферу и воплотились в образе «русского хозяина», которым двигали не власть, слава и деньги, а желание служить на благо Отечества и во славу Бога (мемуарный очерк «Русский хозяин» В.П. Рябушинского). «Все для дела — ничего для себя» — такова была позиция основателя династии Рябушинских.
— Все духовные силы старообрядца постоянно напряжены. «В миру» он должен представлять образец для подражания в соблюдении христианских заповедей. Держать дух и тело в напряжении позволял аскетизм. Он предполагал самодисциплину, которая достигалась жесткой упорядоченностью повседневной жизни с помощью обязательных ежедневных обрядов и молитв. Чётко регламентированный распорядок духовной и повседневной жизни старообрядцев проецировался и на предпринимательскую деятельность. По свидетельству мемуариста, близкого к роду Рябушинских, его «всегда поражала одна характерная черта всей семьи Рябушинских — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу».
— Аскетизм помогал староверу поддерживать добросовестное отношение к труду, умеренность при пользовании богатством, трезвость.
— Этико-религиозный кодекс регулирует культуру повседневности старовера. В домах у них господствовал культ чистоты, по аналогии с духовным требованием к чистоте веры, ведь всё нечистое, чуждое связывалось с антихристом. Строго пресекалось в старообрядческом обществе курение табака.
— Если возвращаться к Вашему вопросу, то действительно, бытовал миф о дремучести и непросвещённости старообрядцев. Он в корне неверный, поскольку «ревнители старины» уделяли большое внимание саморазвитию и самообразованию. В старообрядческой среде была широко распространена грамотность. Известно, что уровень образованности и осведомлённости, особенно в религиозных и богословских вопросах, а также общий уровень грамотности среди староверов был гораздо выше, чем среди приверженцев Синодальной Церкви. В отдалённых старообрядческих поселениях также мало встречалось неграмотных, даже среди женщин. Знания, религиозные убеждения отличались системностью, глубиной и осознанностью. Книга — это особый культ у старообрядцев, с её помощью сохранялось и передавалось от поколения к поколению истинное знание.
— Грамотность всегда помогала «ревнителю старины» в успешном ведении бизнеса, а именно в подсчёте расходов и прибыли, в оформлении торговых сделок и т.п.
— Основатели известных старообрядческих родов, как известно, не имели университетского образования. Однако этот «недостаток» они компенсировали за счёт природного ума, колоссальной энергии и огромной работоспособности. Вместе с тем, староверы хорошо понимали необходимость систематического образования для своих детей и внуков. Так, Московский Университет закончили: М.А. и С.Т. Морозовы (Савва Тимофеевич дополнительно изучал химию в Кембридже), А.Н. Коновалов, С.В. Прохоров (также — Школу химии в г. Мюльгаузене); братья П.П., В.П., С.П., М.П. Рябушинские обучались в Московской практической академии коммерческих наук и т.д.
— Исследователь В.П. Богданов отмечает, что «среда московских старообрядцев дала России многих замечательных деятелей науки. Великие русские медики Боткины происходили из семьи «приверженцев древлего благочестия». Английский историк, профессор Кембриджского университета, Сергей Александрович Коновалов, был сыном А.И. Коновалова. Знаменитый российский историк академик Борис Александрович Рыбаков (1908-2001гг.) — сын А.С. Рыбакова, директора Старообрядческого Учительского института на Рогожке». Огромный вклад внесли старообрядцы в культуру и искусство. Эта тема стоит отдельного обсуждения.
— Ключевой момент в этико-религиозном кодексе старообрядцев — это их отношение к роду, семье. Семья для старообрядца — основная ценность. Потомки старообрядческих династий всегда с гордостью говорили о своих предках, своей принадлежности к тому или иному роду «ревнителей старины», зачастую выходцев из крестьянского сословия. Лидер партии октябристов, выходец из старообрядческой семьи А.И. Гучков говорил: «Я не только сын купца, но и внук крестьянина, крестьянина, который из крепостных людей выбился в люди своим трудолюбием и своим упорством».
— Говоря деловым языком, каковы были основные правила, которых придерживались купцы — старообрядцы в своём труде?
— Подчеркну ещё раз, что этико-религиозный кодекс упорядочивал все сферы жизни старообрядца, а деловая этика была призвана служить практическим целям торгово-экономической и предпринимательской деятельности. Деловая этика раскола была своего рода преобразователем консервативных этических норм, она выполняла функцию их адаптации к жизненным реалиям. Деловая этика безоговорочно распространялась как на «своих», так и на «чужих», вопреки, кстати, расхожему мнению об обратном.
— Одно из основных «правил» деловой этики — обеспечение преемственности бизнеса. С юных лет будущий наследник дела приобщался к торгово-промышленной деятельности, познавая на практике свою будущую профессию. Известный старообрядец-предприниматель В.А. Кокорев начинал в качестве помощника у собственного отца, который был сидельцем в питейных домах города. Братья П.М. и В.М. Рябушинские с 14-15 лет служили в лавке отца, к совершеннолетию они уже детально изучили дело. Таких примеров из истории можно привести множество.
— Правилом для деловой этики старообрядцев стало совершение сделок «под честное слово». Известный делец-старообрядец Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) всегда пользовался собственным авторитетом, как некой формой кредита, при решении деловых вопросов. Любой бизнесмен без всякого опасения мог дать ему денег в долг, твёрдо понимая, что в установленный срок он вернёт всё сполна.
— Для делового сообщества России в целом, для старовера-купца в частности, важным стало правило ведения честного бизнеса,стремление сохранить собственное лицо, свою деловую репутацию. Говорит об этом укрепившееся в народе выражение «стереть в порошок», которое имеет непосредственное отношение к купеческому делопроизводству. Имена должников и суммы долга записывали мелом на притолоке, а если по истечению обозначенного срока должник не появлялся, то долг прощали, а надпись «стирали в порошок». Однако дел с таким человеком больше никто не вёл.
— Предпринимателю приходилось быть честным, таковы были условия игры, иначе он мог попрощаться со своим бизнесом, слух расходился очень быстро, репутация была испорчена навсегда. Для старообрядцев это был один из основных принципов — не потерять свое лицо и свою репутацию. Это было равносильно краху бизнеса.
— Я уже говорила ранее об аскетизме старообрядцев, в деловой этике он выражался в форме самоограничения. Непритязательность в потребностях были присущи основателям крупных старообрядческих купеческих династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Бугровых и многих других. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел — это на совершенствование своего бизнеса — научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.
— Справедливости ради отметим, что внуки староверов, выросшие уже в состоятельных семьях, не всегда пренебрегали роскошным образом жизни.
— Старообрядцы, что можно было бы взять на заметку современным предпринимателям, придерживались идеи практической духовности, т.е. честный труд для «ревнителя старины» становился частью духовной жизни, способом служения Богу и духовного совершенствования (концепция «душеспасительного труда»). В том числе предпринимательская и торговая деятельность. Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Московский купец П.А. Бурышкин пишет в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета».
— Основной принцип деловой этики, кстати, не только старообрядческой, но и всего делового сообщества России конца XIX — начала XX века, звучал так: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли». В своем труде «Цель нашей работы» (1916 г.) М.П. Рябушинский отмечал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». Так старовер-предприниматель сформулировал общую миссию российского бизнеса своего времени. А Рябушинских без преувеличения называли «флагманами Отечественной буржуазии» и «финансовой олигархией»!
— На предприятиях старообрядцы выстраивали сильную корпоративную культуру по образу и подобию семьи. Руководитель был «отцом» — главой семьи, а подчинённые его «детьми». «Отец» обеспечивал защиту и поддержку своим «детям», от них же, в свою очередь, требовалось послушание и беспрекословное подчинение. Надо сказать, что на предприятиях староверов практически отсутствовала текучесть кадров, что подтверждает тезис о «сильной» корпоративной культуре.
— В начале XIX в. выходец из купеческой семьи, перешедшей в раскол, Тимофей Васильевич Прохоров построил ситценабивную фабрику «У трёх гор», которая в дальнейшем стала на равных конкурировать с такими титулованными предприятиями, как фабрики Битепажа, Вебера, Титова. Одним из важнейших факторов, обусловивших успех предприятия, была многолетняя целенаправленная работа по обучению специалистов. При мануфактуре существовала частная школа ремесленных учеников, которая затем превратилась в мануфактурно-техническое училище. На фабрике также действовала начальная школа, вечерние классы для малолетних рабочих, воскресные школы для взрослых, библиотека, классы оркестровой музыки и церковный хор. Создавались все условия для личностного и профессионального роста служащих. Полностью осуществлялось социальное обеспечение рабочих (пенсия, медицинское обслуживание и т.п.).
— Атрибутом корпоративной культуры Трехгорной мануфактуры была пропаганда здорового образа жизни, что относилось не только к физическому, но и к нравственному здоровью работников. На фабрике действовали жесткие правила, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний неизбежно влекло за собой увольнение. Международное сообщество высоко оценило организацию производства и корпоративную культуру Трёхгорной мануфактуры. Известно, что в 1900 году на Всемирной выставке в Париже предприятие получило ряд высочайших наград: гран-при за промышленную деятельность; золотую медаль по санитарному делу и за заботы о быте рабочих; золотую медаль за школу ремесленных учеников. Николай Иванович Прохоров (четвертое поколение династии) получил орден Почетного легиона за промышленную и благотворительную деятельность.
— Корпоративную культуру на предприятиях старообрядцев можно было охарактеризовать одной фразой, произнесённой Владимиром Павловичем Рябушинским, — «Правила для дела, а не дело для правил». Кстати, огромные штрафы возлагались на сотрудников и за выпуск некачественной продукции.
— Это очень интересный аспект деловой этики старообрядцев — отношение к качеству в целом. Вы могли бы подробнее рассказать об этом?
— Стоит отметить, что старообрядцы очень жестко и сурово отбирали товар, который шёл на продажу, и строго наказывали работников, выпускающих товар с погрешностями и браком. За счет этого продукция старообрядцев очень высоко ценилась, она на равных конкурировала с европейской. Более того, встречались подделки продукции старообрядческих предприятий на Западе. П.П. Рябушинский справедливо утверждал, что «высокое достоинство и соответствующая слава товаров Саввы Морозова были достигнуты строгой приёмкой, тщательной сортировкой и большой добросовестностью при продаже. Морозовский товар можно было брать с закрытыми глазами...».
Отсюда, как мне кажется, пошла традиция называть фирмы, предприятия да и сам товар своим именем. То есть ты своим именем, именем своих предков, отвечаешь за качество товара. Частично данная традиция сохранилась и сегодня.
— Всё-таки, Юлия, почему Вы считаете, что деловая этика староверов стала первоосновой социально ответственного бизнеса в России?
— Бытует такое мнение, что концепция социальной ответственности бизнеса пришла к нам с Запада, но это не так. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса в России существовала ещё в дореволюционный период — в конце XIX — начале XX вв. и была связана с деятельностью представителей крупного и среднего бизнеса из числа старообрядцев (известные династии Рябушинских, Морозовых, Хлудовых, Шелапутиных, Прохоровых, Коноваловых, Гучковых, Зиминых, Рахмановых, Рукавишниковых, Щаповых, Шибаевых, Носовых, а также отдельные представители староверия: К.Т. Солдатёнков, В.А. Кокорев, Г.Г. Солодовников, Ф.С. Михайлов и др.).
Старообрядцы-предприниматели в своей хозяйственной деятельности руководствовались принципами деловой этики, выработанными на основе их этико-религиозного кодекса. Авторитет «ревнителей старины» был настолько высок в деловых кругах дореволюционной России, что их взгляды во многом определяли направление развития российского бизнеса.
— В соответствии с различными историческими источниками, можно утверждать, что социальная сфера в дореволюционный период слабо поддерживалась государством. Однако по мере обострения социально-экономических противоречий в России предприниматели все больше осознавали свою социальную ответственность перед народом. Такие отрасли, как культура, здравоохранение, образование финансировались за счёт огромных вложений частных лиц, зачастую представителей крупного промышленного капитала. Подобная широкомасштабная поддержка социальных отраслей получила своё развитие особенно в последней трети XIX века — начале XX вв. в связи с укреплением финансовой и политической мощи промышленников и купечества. Масштабы благотворительности и меценатства русской буржуазии были чрезвычайно велики, что выделяло её среди западных братьев по классу. Ф.И. Шаляпин писал в подтверждение данного факта, что, «объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, такого размаха не видел». Пожалуй, можно бесконечно перечислять великие добрые дела старообрядцев — предпринимателей и промышленников. Без преувеличения можно сказать, что вся Россия построена на их средства! Благотворительная деятельность при этом не придавалась широкой общественной огласке, совершалась тайно, безымянно, что показывает высокий уровень нравственности и самосознания российского предпринимателя того времени.
— Колоссальных масштабов в конце XIX — начале XX вв. достигло меценатство, что позволило профессору А.А. Аронову называть этот период «золотым веком русского меценатства». Старообрядцы собирали и сохраняли рукописи, книги, иконы старого письма, утварь, предметы искусства и т.д. Благодаря «ревнителям старины» пополнились коллекции многих российских музеев, староверы для страны выполняли важную эколого-культурную функцию.
— Можно сказать, что старообрядцы создавали тон настроениям и состоянию всех российских предпринимателей до Революции?
— Считается, что в XVII в. в раскол ушло около трети русских людей. История многих регионов нашей страны неразрывно связана с историей старообрядчества. Действительно, старообрядчество было массовым явлением. Конечно же, их мировоззрение не могло не воздействовать на взгляды остального населения России.
— Многие предприниматели XIX — начала XX вв. придерживались основ «старой веры». Они оказали существенное влияние на выработку всем известных «Семи принципов» ведения дел в России (1912 г.). Данные принципы легли в основу "Хартии деловой этики" (90-е годы XX в.), принятой подавляющим большинством российских компаний. Предпринята первая попытка выработки общих норм деловой культуры России. Всё это свидетельствует о живом интересе российского бизнеса к историческому и культурному наследию прошлого, попытке осмысления опыта предшествующих поколений предпринимателей, поиске собственного пути (миссии) в мировом бизнес-пространстве.
— Как Вам кажется, чему современные предприниматели могли бы поучиться у купцов старообрядцев? Какие уроки можно извлечь из их опыта?
— Конечно, возврат к прошлому невозможен. Старообрядцев формировала определённая социально-культурная среда, в которой по-другому было нельзя — либо ты честный, либо ты изгой! В сегодняшних условиях современным предпринимателям сложно руководствоваться принципами чести. Однако некоторые из бизнесменов, хочется верить, всё-таки приходят к выводу о том, что быть честным и порядочным, выпускать качественную продукцию выгодно (экономически оправдано). К тому же, международное деловое сообщество ставит достаточно жёсткие условия российскому бизнесу — это определённое качество товаров и услуг, соблюдение принципов деловой этики и международных стандартов, построение корпоративной культуры на основе общечеловеческих ценностей и т.д. Другими словами, если бизнес хочет выйти на мировой уровень, то правила эти будь добр соблюдать! В противном случае останешься «за бортом».
— Наш дореволюционный деловой мир имеет колоссальный опыт ведения социально ответственного бизнеса, построения сильной корпоративной культуры, благотворительной и меценатской деятельности. Данный опыт, с поправкой на сегодняшний день, можно смело внедрять в своих организациях, он апробирован и эффективен. Не следует, на мой взгляд, увлекаться западными концепциями, поскольку они не учитывают российские реалии и ментальность.
— Кстати, не стоит превратно понимать воззвание о возрождении опыта прошлого. Кому-то покажется, что речь идёт о внешней атрибутике — рубахи-«косоворотки», бороды, сарафаны и т.п. Нам важно осознать, что старообрядчество сегодня может стать нравственным ориентиром для нашего народа, как образец духовной стойкости в тяжёлых жизненных условиях, трудолюбия и смирения. Можно быть современным человеком, «продвинутым», как говорят сегодня, при этом иметь тот нравственный стержень, который не позволит поступать не по совести. Верно говорят: «Не знаешь как поступить? Поступай правильно!». В бизнесе это тоже работает, старообрядцы доказали.
— Получается, что эта этика без духовно-нравственной основы невозможна, потому что она зиждется на платформе этих ценностей?
— Конечно, этика как раз и является духовно-нравственной основой бизнеса. Мы понимаем, что Россия страна многонациональная и многоконфессиональная, такова и бизнес среда сегодняшнего дня. Каждый придерживается своих религиозных взглядов, однако общечеловеческие ценности для всех едины. Необходима серьёзная идеологическая работа, чтобы сформировать слой предпринимателей, которые не поверхностно, «для виду», а всерьёз придерживаются этических принципов или хотя бы стремятся к этому. Здесь одними научными работами, конференциями и семинарами не обойдешься, необходима большая комплексная программа, в том числе с подключением государственной власти, бизнеса и общественности. Правовая основа должна быть четко проработана для стимулирования социальной ответственности, чтобы предпринимателю приходилось быть честным.
— Всё это жизненно необходимо для оздоровления современного делового сообщества. Осталось только добавить: я верю в Россию!
Материал подготовила Иванова Д.А.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
Какой была деловая этика старообрядцев? Какое влияние она оказала на развитие предпринимательства в дореволюционной России? Какую корпоративную культуру выстраивал Тимофей Васильевич Прохоров на знаменитой Трехгорной Мануфактуре? За какие заслуги его предприятие получило Гран-при и золотые медали на Всемирной Выставке в Париже? Почему так ценилась продукция старообрядцев, что ее даже подделывали на Западе? Как жили олигархи того времени и на что тратили свои средства? Об этом и многом другом мы побеседовали с Юлией Александровной Барановой, кандидатом культурологии, помощником проректора Московского государственного университета культуры и искусств, автором диссертации и монографии на тему «Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры».
— Сегодня мы часто слышим о том, какой жизнью жили русские предприниматели старообрядцы, есть много мифов, с этим связанных. На Ваш взгляд, какой была деловая этика старообрядцев?
— Прежде, чем говорить о деловой этике старообрядцев, обратимся к их этико-религиозному кодексу. Основу его составляют религиозные ценности. На «выработку» принципов кодекса оказали влияние: христианское православие, ментальность и национальные традиции. Этико-религиозный кодекс представляет собой некую универсальную духовную систему, ставшую основой для формирования особой деловой этики русского раскола.
— Сердцевиной этико-религиозного кодекса старообрядцев стали эсхатологические ожидания, т.е. воззрения о падении благочестия, о Конце света и Втором Пришествии Христа. Староверы считали, что антихрист захватил мир, истинное священство иссякло, потому ставили перед собой задачу сохранить в первозданной чистоте веру предков и общину до Второго Пришествия. «Ревнителями старины» выдвигается революционный тезис о том, что каждый мирянин может на себя взять роль священника, коль истинное священство иссякло. Среди староверов появляются начётчики — самые образованные и авторитетные члены общины. Начётчик концентрировал огромный духовный потенциал, нёс ответственность за каждого члена общины, т.е. принимал грехи собора на себя. Так и каждый член общины ощущал личную ответственность — это ответственность перед Богом и людьми. Она была сопряжена со спасением души, которое возможно только соборно, то есть в общине. На мой взгляд, эти мировоззренческие установки перекочевали в деловую сферу и воплотились в образе «русского хозяина», которым двигали не власть, слава и деньги, а желание служить на благо Отечества и во славу Бога (мемуарный очерк «Русский хозяин» В.П. Рябушинского). «Все для дела — ничего для себя» — такова была позиция основателя династии Рябушинских.
— Все духовные силы старообрядца постоянно напряжены. «В миру» он должен представлять образец для подражания в соблюдении христианских заповедей. Держать дух и тело в напряжении позволял аскетизм. Он предполагал самодисциплину, которая достигалась жесткой упорядоченностью повседневной жизни с помощью обязательных ежедневных обрядов и молитв. Чётко регламентированный распорядок духовной и повседневной жизни старообрядцев проецировался и на предпринимательскую деятельность. По свидетельству мемуариста, близкого к роду Рябушинских, его «всегда поражала одна характерная черта всей семьи Рябушинских — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу».
— Аскетизм помогал староверу поддерживать добросовестное отношение к труду, умеренность при пользовании богатством, трезвость.
— Этико-религиозный кодекс регулирует культуру повседневности старовера. В домах у них господствовал культ чистоты, по аналогии с духовным требованием к чистоте веры, ведь всё нечистое, чуждое связывалось с антихристом. Строго пресекалось в старообрядческом обществе курение табака.
— Если возвращаться к Вашему вопросу, то действительно, бытовал миф о дремучести и непросвещённости старообрядцев. Он в корне неверный, поскольку «ревнители старины» уделяли большое внимание саморазвитию и самообразованию. В старообрядческой среде была широко распространена грамотность. Известно, что уровень образованности и осведомлённости, особенно в религиозных и богословских вопросах, а также общий уровень грамотности среди староверов был гораздо выше, чем среди приверженцев Синодальной Церкви. В отдалённых старообрядческих поселениях также мало встречалось неграмотных, даже среди женщин. Знания, религиозные убеждения отличались системностью, глубиной и осознанностью. Книга — это особый культ у старообрядцев, с её помощью сохранялось и передавалось от поколения к поколению истинное знание.
— Грамотность всегда помогала «ревнителю старины» в успешном ведении бизнеса, а именно в подсчёте расходов и прибыли, в оформлении торговых сделок и т.п.
— Основатели известных старообрядческих родов, как известно, не имели университетского образования. Однако этот «недостаток» они компенсировали за счёт природного ума, колоссальной энергии и огромной работоспособности. Вместе с тем, староверы хорошо понимали необходимость систематического образования для своих детей и внуков. Так, Московский Университет закончили: М.А. и С.Т. Морозовы (Савва Тимофеевич дополнительно изучал химию в Кембридже), А.Н. Коновалов, С.В. Прохоров (также — Школу химии в г. Мюльгаузене); братья П.П., В.П., С.П., М.П. Рябушинские обучались в Московской практической академии коммерческих наук и т.д.
— Исследователь В.П. Богданов отмечает, что «среда московских старообрядцев дала России многих замечательных деятелей науки. Великие русские медики Боткины происходили из семьи «приверженцев древлего благочестия». Английский историк, профессор Кембриджского университета, Сергей Александрович Коновалов, был сыном А.И. Коновалова. Знаменитый российский историк академик Борис Александрович Рыбаков (1908-2001гг.) — сын А.С. Рыбакова, директора Старообрядческого Учительского института на Рогожке». Огромный вклад внесли старообрядцы в культуру и искусство. Эта тема стоит отдельного обсуждения.
— Ключевой момент в этико-религиозном кодексе старообрядцев — это их отношение к роду, семье. Семья для старообрядца — основная ценность. Потомки старообрядческих династий всегда с гордостью говорили о своих предках, своей принадлежности к тому или иному роду «ревнителей старины», зачастую выходцев из крестьянского сословия. Лидер партии октябристов, выходец из старообрядческой семьи А.И. Гучков говорил: «Я не только сын купца, но и внук крестьянина, крестьянина, который из крепостных людей выбился в люди своим трудолюбием и своим упорством».
— Говоря деловым языком, каковы были основные правила, которых придерживались купцы — старообрядцы в своём труде?
— Подчеркну ещё раз, что этико-религиозный кодекс упорядочивал все сферы жизни старообрядца, а деловая этика была призвана служить практическим целям торгово-экономической и предпринимательской деятельности. Деловая этика раскола была своего рода преобразователем консервативных этических норм, она выполняла функцию их адаптации к жизненным реалиям. Деловая этика безоговорочно распространялась как на «своих», так и на «чужих», вопреки, кстати, расхожему мнению об обратном.
— Одно из основных «правил» деловой этики — обеспечение преемственности бизнеса. С юных лет будущий наследник дела приобщался к торгово-промышленной деятельности, познавая на практике свою будущую профессию. Известный старообрядец-предприниматель В.А. Кокорев начинал в качестве помощника у собственного отца, который был сидельцем в питейных домах города. Братья П.М. и В.М. Рябушинские с 14-15 лет служили в лавке отца, к совершеннолетию они уже детально изучили дело. Таких примеров из истории можно привести множество.
— Правилом для деловой этики старообрядцев стало совершение сделок «под честное слово». Известный делец-старообрядец Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) всегда пользовался собственным авторитетом, как некой формой кредита, при решении деловых вопросов. Любой бизнесмен без всякого опасения мог дать ему денег в долг, твёрдо понимая, что в установленный срок он вернёт всё сполна.
— Для делового сообщества России в целом, для старовера-купца в частности, важным стало правило ведения честного бизнеса,стремление сохранить собственное лицо, свою деловую репутацию. Говорит об этом укрепившееся в народе выражение «стереть в порошок», которое имеет непосредственное отношение к купеческому делопроизводству. Имена должников и суммы долга записывали мелом на притолоке, а если по истечению обозначенного срока должник не появлялся, то долг прощали, а надпись «стирали в порошок». Однако дел с таким человеком больше никто не вёл.
— Предпринимателю приходилось быть честным, таковы были условия игры, иначе он мог попрощаться со своим бизнесом, слух расходился очень быстро, репутация была испорчена навсегда. Для старообрядцев это был один из основных принципов — не потерять свое лицо и свою репутацию. Это было равносильно краху бизнеса.
— Я уже говорила ранее об аскетизме старообрядцев, в деловой этике он выражался в форме самоограничения. Непритязательность в потребностях были присущи основателям крупных старообрядческих купеческих династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Бугровых и многих других. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел — это на совершенствование своего бизнеса — научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.
— Справедливости ради отметим, что внуки староверов, выросшие уже в состоятельных семьях, не всегда пренебрегали роскошным образом жизни.
— Старообрядцы, что можно было бы взять на заметку современным предпринимателям, придерживались идеи практической духовности, т.е. честный труд для «ревнителя старины» становился частью духовной жизни, способом служения Богу и духовного совершенствования (концепция «душеспасительного труда»). В том числе предпринимательская и торговая деятельность. Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Московский купец П.А. Бурышкин пишет в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета».
— Основной принцип деловой этики, кстати, не только старообрядческой, но и всего делового сообщества России конца XIX — начала XX века, звучал так: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли». В своем труде «Цель нашей работы» (1916 г.) М.П. Рябушинский отмечал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». Так старовер-предприниматель сформулировал общую миссию российского бизнеса своего времени. А Рябушинских без преувеличения называли «флагманами Отечественной буржуазии» и «финансовой олигархией»!
— На предприятиях старообрядцы выстраивали сильную корпоративную культуру по образу и подобию семьи. Руководитель был «отцом» — главой семьи, а подчинённые его «детьми». «Отец» обеспечивал защиту и поддержку своим «детям», от них же, в свою очередь, требовалось послушание и беспрекословное подчинение. Надо сказать, что на предприятиях староверов практически отсутствовала текучесть кадров, что подтверждает тезис о «сильной» корпоративной культуре.
— В начале XIX в. выходец из купеческой семьи, перешедшей в раскол, Тимофей Васильевич Прохоров построил ситценабивную фабрику «У трёх гор», которая в дальнейшем стала на равных конкурировать с такими титулованными предприятиями, как фабрики Битепажа, Вебера, Титова. Одним из важнейших факторов, обусловивших успех предприятия, была многолетняя целенаправленная работа по обучению специалистов. При мануфактуре существовала частная школа ремесленных учеников, которая затем превратилась в мануфактурно-техническое училище. На фабрике также действовала начальная школа, вечерние классы для малолетних рабочих, воскресные школы для взрослых, библиотека, классы оркестровой музыки и церковный хор. Создавались все условия для личностного и профессионального роста служащих. Полностью осуществлялось социальное обеспечение рабочих (пенсия, медицинское обслуживание и т.п.).
— Атрибутом корпоративной культуры Трехгорной мануфактуры была пропаганда здорового образа жизни, что относилось не только к физическому, но и к нравственному здоровью работников. На фабрике действовали жесткие правила, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний неизбежно влекло за собой увольнение. Международное сообщество высоко оценило организацию производства и корпоративную культуру Трёхгорной мануфактуры. Известно, что в 1900 году на Всемирной выставке в Париже предприятие получило ряд высочайших наград: гран-при за промышленную деятельность; золотую медаль по санитарному делу и за заботы о быте рабочих; золотую медаль за школу ремесленных учеников. Николай Иванович Прохоров (четвертое поколение династии) получил орден Почетного легиона за промышленную и благотворительную деятельность.
— Корпоративную культуру на предприятиях старообрядцев можно было охарактеризовать одной фразой, произнесённой Владимиром Павловичем Рябушинским, — «Правила для дела, а не дело для правил». Кстати, огромные штрафы возлагались на сотрудников и за выпуск некачественной продукции.
— Это очень интересный аспект деловой этики старообрядцев — отношение к качеству в целом. Вы могли бы подробнее рассказать об этом?
— Стоит отметить, что старообрядцы очень жестко и сурово отбирали товар, который шёл на продажу, и строго наказывали работников, выпускающих товар с погрешностями и браком. За счет этого продукция старообрядцев очень высоко ценилась, она на равных конкурировала с европейской. Более того, встречались подделки продукции старообрядческих предприятий на Западе. П.П. Рябушинский справедливо утверждал, что «высокое достоинство и соответствующая слава товаров Саввы Морозова были достигнуты строгой приёмкой, тщательной сортировкой и большой добросовестностью при продаже. Морозовский товар можно было брать с закрытыми глазами...».
Отсюда, как мне кажется, пошла традиция называть фирмы, предприятия да и сам товар своим именем. То есть ты своим именем, именем своих предков, отвечаешь за качество товара. Частично данная традиция сохранилась и сегодня.
— Всё-таки, Юлия, почему Вы считаете, что деловая этика староверов стала первоосновой социально ответственного бизнеса в России?
— Бытует такое мнение, что концепция социальной ответственности бизнеса пришла к нам с Запада, но это не так. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса в России существовала ещё в дореволюционный период — в конце XIX — начале XX вв. и была связана с деятельностью представителей крупного и среднего бизнеса из числа старообрядцев (известные династии Рябушинских, Морозовых, Хлудовых, Шелапутиных, Прохоровых, Коноваловых, Гучковых, Зиминых, Рахмановых, Рукавишниковых, Щаповых, Шибаевых, Носовых, а также отдельные представители староверия: К.Т. Солдатёнков, В.А. Кокорев, Г.Г. Солодовников, Ф.С. Михайлов и др.).
Старообрядцы-предприниматели в своей хозяйственной деятельности руководствовались принципами деловой этики, выработанными на основе их этико-религиозного кодекса. Авторитет «ревнителей старины» был настолько высок в деловых кругах дореволюционной России, что их взгляды во многом определяли направление развития российского бизнеса.
— В соответствии с различными историческими источниками, можно утверждать, что социальная сфера в дореволюционный период слабо поддерживалась государством. Однако по мере обострения социально-экономических противоречий в России предприниматели все больше осознавали свою социальную ответственность перед народом. Такие отрасли, как культура, здравоохранение, образование финансировались за счёт огромных вложений частных лиц, зачастую представителей крупного промышленного капитала. Подобная широкомасштабная поддержка социальных отраслей получила своё развитие особенно в последней трети XIX века — начале XX вв. в связи с укреплением финансовой и политической мощи промышленников и купечества. Масштабы благотворительности и меценатства русской буржуазии были чрезвычайно велики, что выделяло её среди западных братьев по классу. Ф.И. Шаляпин писал в подтверждение данного факта, что, «объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, такого размаха не видел». Пожалуй, можно бесконечно перечислять великие добрые дела старообрядцев — предпринимателей и промышленников. Без преувеличения можно сказать, что вся Россия построена на их средства! Благотворительная деятельность при этом не придавалась широкой общественной огласке, совершалась тайно, безымянно, что показывает высокий уровень нравственности и самосознания российского предпринимателя того времени.
— Колоссальных масштабов в конце XIX — начале XX вв. достигло меценатство, что позволило профессору А.А. Аронову называть этот период «золотым веком русского меценатства». Старообрядцы собирали и сохраняли рукописи, книги, иконы старого письма, утварь, предметы искусства и т.д. Благодаря «ревнителям старины» пополнились коллекции многих российских музеев, староверы для страны выполняли важную эколого-культурную функцию.
— Можно сказать, что старообрядцы создавали тон настроениям и состоянию всех российских предпринимателей до Революции?
— Считается, что в XVII в. в раскол ушло около трети русских людей. История многих регионов нашей страны неразрывно связана с историей старообрядчества. Действительно, старообрядчество было массовым явлением. Конечно же, их мировоззрение не могло не воздействовать на взгляды остального населения России.
— Многие предприниматели XIX — начала XX вв. придерживались основ «старой веры». Они оказали существенное влияние на выработку всем известных «Семи принципов» ведения дел в России (1912 г.). Данные принципы легли в основу "Хартии деловой этики" (90-е годы XX в.), принятой подавляющим большинством российских компаний. Предпринята первая попытка выработки общих норм деловой культуры России. Всё это свидетельствует о живом интересе российского бизнеса к историческому и культурному наследию прошлого, попытке осмысления опыта предшествующих поколений предпринимателей, поиске собственного пути (миссии) в мировом бизнес-пространстве.
— Как Вам кажется, чему современные предприниматели могли бы поучиться у купцов старообрядцев? Какие уроки можно извлечь из их опыта?
— Конечно, возврат к прошлому невозможен. Старообрядцев формировала определённая социально-культурная среда, в которой по-другому было нельзя — либо ты честный, либо ты изгой! В сегодняшних условиях современным предпринимателям сложно руководствоваться принципами чести. Однако некоторые из бизнесменов, хочется верить, всё-таки приходят к выводу о том, что быть честным и порядочным, выпускать качественную продукцию выгодно (экономически оправдано). К тому же, международное деловое сообщество ставит достаточно жёсткие условия российскому бизнесу — это определённое качество товаров и услуг, соблюдение принципов деловой этики и международных стандартов, построение корпоративной культуры на основе общечеловеческих ценностей и т.д. Другими словами, если бизнес хочет выйти на мировой уровень, то правила эти будь добр соблюдать! В противном случае останешься «за бортом».
— Наш дореволюционный деловой мир имеет колоссальный опыт ведения социально ответственного бизнеса, построения сильной корпоративной культуры, благотворительной и меценатской деятельности. Данный опыт, с поправкой на сегодняшний день, можно смело внедрять в своих организациях, он апробирован и эффективен. Не следует, на мой взгляд, увлекаться западными концепциями, поскольку они не учитывают российские реалии и ментальность.
— Кстати, не стоит превратно понимать воззвание о возрождении опыта прошлого. Кому-то покажется, что речь идёт о внешней атрибутике — рубахи-«косоворотки», бороды, сарафаны и т.п. Нам важно осознать, что старообрядчество сегодня может стать нравственным ориентиром для нашего народа, как образец духовной стойкости в тяжёлых жизненных условиях, трудолюбия и смирения. Можно быть современным человеком, «продвинутым», как говорят сегодня, при этом иметь тот нравственный стержень, который не позволит поступать не по совести. Верно говорят: «Не знаешь как поступить? Поступай правильно!». В бизнесе это тоже работает, старообрядцы доказали.
— Получается, что эта этика без духовно-нравственной основы невозможна, потому что она зиждется на платформе этих ценностей?
— Конечно, этика как раз и является духовно-нравственной основой бизнеса. Мы понимаем, что Россия страна многонациональная и многоконфессиональная, такова и бизнес среда сегодняшнего дня. Каждый придерживается своих религиозных взглядов, однако общечеловеческие ценности для всех едины. Необходима серьёзная идеологическая работа, чтобы сформировать слой предпринимателей, которые не поверхностно, «для виду», а всерьёз придерживаются этических принципов или хотя бы стремятся к этому. Здесь одними научными работами, конференциями и семинарами не обойдешься, необходима большая комплексная программа, в том числе с подключением государственной власти, бизнеса и общественности. Правовая основа должна быть четко проработана для стимулирования социальной ответственности, чтобы предпринимателю приходилось быть честным.
— Всё это жизненно необходимо для оздоровления современного делового сообщества. Осталось только добавить: я верю в Россию!