Елена Рожанская: «Не рассказывать о добрых делах – это зло»
Елена Рожанская – новосибирский предприниматель и общественный деятель, преподаватель, интервьюер, вице-президент региональной общественной организации «Соломинка», член попечительского совета Музея Новосибирска, организатор благотворительных мероприятий, нетворкингов, встреч и акций. Несколько недель назад Елена возглавила проект «ОПОРА-СОЗИДАНИЕ» в Новосибирске.
С Еленой мы поговорили о том, чем вдохновлять окружающих на занятие благотворительностью, почему добрые дела для многих стали спасением в период пандемического хаоса, и как объединение вузов, музеев и бизнеса может стать нравственной основой для современного российского бизнеса.
«Бизнес и музеи – это две параллельные реальности…»
Бизнес, в котором я принимаю участие — мужской, тяжелый, интересный, увлекательный, развивающий. Это если описывать его прилагательными. Если говорить существительными, то моя стихия – это перевозки, машины, грузы. Я заместитель директора транспортной компании.
Я в бизнесе с 15 лет, и всегда думала, что предпринимательство – это только деньги и сделки. Когда моему ребенку был год, я узнала о том, что серьезно больна. Я поняла, что не хочу быть просто бизнесменом и мамой годовалого ребенка. И с того момента в моей жизни все поменялось. Я начала ходить туда, куда раньше никогда не ходила, общаться с теми, с кем никогда не общалась, я начала себя вытаскивать. Познакомилась с людьми, которые занимаются благотворительностью, присоединилась к ним. Начала преподавать в вузе. При этом мой бизнес шел параллельно — но он начал разрисовываться совсем другими красками, по-другому начал развиваться.
Потом я написала Президентский грант. Мы организовали конкурс красоты для глухих девушек «Леди Тихая красота», и, занимаясь подготовкой к конкурсу, я познакомилась с музеями Новосибирска и с замечательными людьми, которые развивают наш город, знают его историю. С тех пор я просто не могу надышаться этой музейной деятельностью! Меня пригласили стать членом попечительского совета музеев Новосибирска, с сотрудниками музея мы прорабатываем экскурсии для предпринимателей. Здесь ведь исторически все держалось на купцах, я хочу теперь, чтобы все об этом узнали и рассказывали другим, чтобы был такой концентрат исторической информации, полезной для каждого предпринимателя и горожанина. Я, например, с изумлением узнала, что роддом, в котором я рожала, расположен в бывшем купеческом доме, который был пожертвован на нужды города, и это я только начала погружаться в эту тему! Представляю – точнее, даже НЕ представляю, что еще мне предстоит выяснить! Но пока рассказывать ничего не буду — дождемся официального релиза и начала экскурсий.
В эту деятельность мы планируем вовлекать не только бизнес-сообщество региона, но и население. Будем просить помощи в сборе экспонатов, находить потомков, восстанавливать историю местных предпринимательских династий.
Зачем это нужно предпринимателям? Я считаю, что современному бизнесу нужно осознать, что он появился не только что, что у него есть глубокие корни. Человек ведь не оторван. У нас должна быть возможность перенимать лучший опыт, гордиться своими предками и их свершениями. Я, например, выйдя замуж, сохранила свою фамилию – лично для меня важно, чтобы мой род продолжался. В бизнесе то же самое – должна быть историческая память, преемственность поколений. Часто бывает так, что вопросы, на которые современные предприниматели ищут ответы, уже были успешно решены в прошлом. Или ты просто узнаешь что-то новое и начинаешь внедрять в работе – и это тоже здорово!
Отклики на этот проект я получаю постоянно. Многие думали, что здание, в котором располагается наш городской музей – это магазин или какой-то банк… Задают мне вопросы – почему мы туда не ходим, почему мы не знали. Мы, предприниматели и музеи, находимся как будто в двух параллельных реальностях, которые не пересекаются. И это нужно исправлять.
«Моя цель – изменить оптику взгляда на благотворительность…»
Благотворительной деятельностью я активно занимаюсь уже 3,5 года. Если проводить исторические параллели – уровень осознанности предпринимателей сейчас совсем не такой, как у наших дореволюционных предшественников. Сегодня люди больше нацелены на сиюминутное зарабатывание денег, о таких вопросах, как благотворительность, меценатство, мало кто задумывается. По моим ощущениям, виной тому — генетический страх, который до сих пор в нас остается. Все мы помним, что произошло с предпринимателями и их империями после революции и национализации. В 90-е у бизнеса была единственная задача – выжить любой ценой. Этот страх передается из поколения в поколение, нет спокойствия и расслабленности, чувства защищенности. Поэтому мы и продукты бежим закупать, и о благих делах мало задумываемся.
Но я уверена, что изменить мир к лучшему можно, если помочь людям изменить оптику взгляда. Больше рассказывать, грамотнее пропагандировать, активнее вовлекать. Когда мы проводили конкурс «Тихая красота», 30 предпринимателей региона откликнулись и решили одарить девушек-конкурсанток. Да, первоначально для каждого из них это было больше пиар-акцией, и сработали больше какие-то бизнес-аргументы, чем искреннее желание помочь. Но потом они вовлеклись, им понравилось, и теперь они постоянные участники всех наших мероприятий, сами спрашивают, в чем еще можно принять участие. Например, компания производит спортивные костюмы. Им не сложно отдать 10 костюмов мамам-одиночкам. Но до них это нужно донести, помочь это сделать, может быть даже мягко подтолкнуть — а потом уже появляется осознанность.
Управлять в хаосе.
Можно говорить, что всё можно купить, но в пандемию мы увидели, что у тебя могут быть деньги, но ты ничего не можешь сделать – не можешь достать лекарства, например. И тогда на помощь приходит простое человеческое общение, созидание, интерес к другим людям.
Когда жизнь начала возвращаться в нормальное русло, мы провели Открытый диалог с предпринимателями Новосибирска на тему «Бизнес и меценатство». Это была моя инициатива, потому что мне, честно говоря, надоело, когда предприниматели говорят – мы поможем, но ты об этом никому не рассказывай. Не рассказывать о добрых делах – это зло. Рассказывая о добрых делах, мы их размножаем. Ведь, глядя на тебя, люди начинают делать добрые дела сами, привлекают друзей, и это начинает расти в геометрической прогрессии.
За сделанные дела очень важно людей благодарить. Каждому участнику наших акций было приятно получить благодарственное письмо, прочесть о себе пост. А мне было важно, чтобы они вышли из тени и мотивировали других людей. В качестве спикеров для Открытого диалога я выбрала четверых крупных и достаточно известных предпринимателей Новосибирска, которые давно с нами, участвуют в большинстве наших проектов. Когда я готовила мероприятие, порой думала – ну кто к нам придет? Благотворители не придут, потому что рассказывать будут не о них. Те, кто не занимается благотворительностью, решат – зачем мне это надо. Но пришли и те, кто занимается, и те, кто не занимается, был занят весь зал! Мы на ходу придумывали, кто в каких акциях может поучаствовать. И люди уже просят продолжения.
Пандемия однозначно повлияла на отношение к этой теме. Один наш ресторатор во время пандемии возил обеды медикам. И когда его спросили, зачем он это делал, он сказал – я хотел чувствовать, что я могу в этом хаосе хоть чем-то управлять. Добрые дела оказались тем, что в период неопределенности предприниматели могли взять в свои руки и руководить. И это позволяло им чувствовать себя не беспомощными винтиками. В пандемию многие поняли, что, сплотившись, становится теплее. Было ведь реально очень страшно. Ты не понимаешь, что с твоим бизнесом происходит, не знаешь, что будет завтра, но мы делаем добрые дела, мы друг друга благодарим, и внутри становится тепло. Люди, закрытые дома, стали искать другие ценности, другой круг общения. И вот этот благотворительный круг общения – он для многих оказался спасательным кругом.
О конкурсе «Наследие выдающихся предпринимателей России».
Мы позже других регионов узнали о конкурсе, который проводит «ОПОРА РОССИИ» и московский Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, но сразу погрузились в тематику, уже подключили к участию 7 новосибирских вузов. Но мы решили, что просто сказать детям «пишите эссе» будет не очень корректно. Будем стремиться к тому, чтобы результатом этого конкурса стал эффективный диалог студентов с нашим «взрослым» бизнесом. Предприниматели ведь часто ищут помощников, стажеров в компании, а студенты часто жалуются, что без опыта их никуда не берут. Давайте поможем им наладить коммуникацию друг с другом! Предприниматели поймут, как важно поддерживать студентов. А студенты, побывав на музейных экскурсиях, на действующих предприятиях, осознают, что бизнес – это классно, это игра вдолгую, заразятся этим.
Мне хочется, чтобы бизнес участвовал в благотворительности. Чтобы студенты участвовали в бизнесе, имели возможность напрямую обращаться к предпринимателям со своими запросами. Пусть все ходят в музеи, из музеев — приходят на предприятия, в вузы. Музеи, вузы, бизнес – хочется, чтобы все это циркулировало и жило. А я постараюсь давать этому движению энергию и какие-то толчки для действий. Лично для меня это и будет показателем успеха той деятельности, которой я занимаюсь и в которую по-настоящему верю!
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
Елена Рожанская – новосибирский предприниматель и общественный деятель, преподаватель, интервьюер, вице-президент региональной общественной организации «Соломинка», член попечительского совета Музея Новосибирска, организатор благотворительных мероприятий, нетворкингов, встреч и акций. Несколько недель назад Елена возглавила проект «ОПОРА-СОЗИДАНИЕ» в Новосибирске.
С Еленой мы поговорили о том, чем вдохновлять окружающих на занятие благотворительностью, почему добрые дела для многих стали спасением в период пандемического хаоса, и как объединение вузов, музеев и бизнеса может стать нравственной основой для современного российского бизнеса.
«Бизнес и музеи – это две параллельные реальности…»
Бизнес, в котором я принимаю участие — мужской, тяжелый, интересный, увлекательный, развивающий. Это если описывать его прилагательными. Если говорить существительными, то моя стихия – это перевозки, машины, грузы. Я заместитель директора транспортной компании.
Я в бизнесе с 15 лет, и всегда думала, что предпринимательство – это только деньги и сделки. Когда моему ребенку был год, я узнала о том, что серьезно больна. Я поняла, что не хочу быть просто бизнесменом и мамой годовалого ребенка. И с того момента в моей жизни все поменялось. Я начала ходить туда, куда раньше никогда не ходила, общаться с теми, с кем никогда не общалась, я начала себя вытаскивать. Познакомилась с людьми, которые занимаются благотворительностью, присоединилась к ним. Начала преподавать в вузе. При этом мой бизнес шел параллельно — но он начал разрисовываться совсем другими красками, по-другому начал развиваться.
Потом я написала Президентский грант. Мы организовали конкурс красоты для глухих девушек «Леди Тихая красота», и, занимаясь подготовкой к конкурсу, я познакомилась с музеями Новосибирска и с замечательными людьми, которые развивают наш город, знают его историю. С тех пор я просто не могу надышаться этой музейной деятельностью! Меня пригласили стать членом попечительского совета музеев Новосибирска, с сотрудниками музея мы прорабатываем экскурсии для предпринимателей. Здесь ведь исторически все держалось на купцах, я хочу теперь, чтобы все об этом узнали и рассказывали другим, чтобы был такой концентрат исторической информации, полезной для каждого предпринимателя и горожанина. Я, например, с изумлением узнала, что роддом, в котором я рожала, расположен в бывшем купеческом доме, который был пожертвован на нужды города, и это я только начала погружаться в эту тему! Представляю – точнее, даже НЕ представляю, что еще мне предстоит выяснить! Но пока рассказывать ничего не буду — дождемся официального релиза и начала экскурсий.
В эту деятельность мы планируем вовлекать не только бизнес-сообщество региона, но и население. Будем просить помощи в сборе экспонатов, находить потомков, восстанавливать историю местных предпринимательских династий.
Зачем это нужно предпринимателям? Я считаю, что современному бизнесу нужно осознать, что он появился не только что, что у него есть глубокие корни. Человек ведь не оторван. У нас должна быть возможность перенимать лучший опыт, гордиться своими предками и их свершениями. Я, например, выйдя замуж, сохранила свою фамилию – лично для меня важно, чтобы мой род продолжался. В бизнесе то же самое – должна быть историческая память, преемственность поколений. Часто бывает так, что вопросы, на которые современные предприниматели ищут ответы, уже были успешно решены в прошлом. Или ты просто узнаешь что-то новое и начинаешь внедрять в работе – и это тоже здорово!
Отклики на этот проект я получаю постоянно. Многие думали, что здание, в котором располагается наш городской музей – это магазин или какой-то банк… Задают мне вопросы – почему мы туда не ходим, почему мы не знали. Мы, предприниматели и музеи, находимся как будто в двух параллельных реальностях, которые не пересекаются. И это нужно исправлять.
«Моя цель – изменить оптику взгляда на благотворительность…»
Благотворительной деятельностью я активно занимаюсь уже 3,5 года. Если проводить исторические параллели – уровень осознанности предпринимателей сейчас совсем не такой, как у наших дореволюционных предшественников. Сегодня люди больше нацелены на сиюминутное зарабатывание денег, о таких вопросах, как благотворительность, меценатство, мало кто задумывается. По моим ощущениям, виной тому — генетический страх, который до сих пор в нас остается. Все мы помним, что произошло с предпринимателями и их империями после революции и национализации. В 90-е у бизнеса была единственная задача – выжить любой ценой. Этот страх передается из поколения в поколение, нет спокойствия и расслабленности, чувства защищенности. Поэтому мы и продукты бежим закупать, и о благих делах мало задумываемся.
Но я уверена, что изменить мир к лучшему можно, если помочь людям изменить оптику взгляда. Больше рассказывать, грамотнее пропагандировать, активнее вовлекать. Когда мы проводили конкурс «Тихая красота», 30 предпринимателей региона откликнулись и решили одарить девушек-конкурсанток. Да, первоначально для каждого из них это было больше пиар-акцией, и сработали больше какие-то бизнес-аргументы, чем искреннее желание помочь. Но потом они вовлеклись, им понравилось, и теперь они постоянные участники всех наших мероприятий, сами спрашивают, в чем еще можно принять участие. Например, компания производит спортивные костюмы. Им не сложно отдать 10 костюмов мамам-одиночкам. Но до них это нужно донести, помочь это сделать, может быть даже мягко подтолкнуть — а потом уже появляется осознанность.
Управлять в хаосе.
Можно говорить, что всё можно купить, но в пандемию мы увидели, что у тебя могут быть деньги, но ты ничего не можешь сделать – не можешь достать лекарства, например. И тогда на помощь приходит простое человеческое общение, созидание, интерес к другим людям.
Когда жизнь начала возвращаться в нормальное русло, мы провели Открытый диалог с предпринимателями Новосибирска на тему «Бизнес и меценатство». Это была моя инициатива, потому что мне, честно говоря, надоело, когда предприниматели говорят – мы поможем, но ты об этом никому не рассказывай. Не рассказывать о добрых делах – это зло. Рассказывая о добрых делах, мы их размножаем. Ведь, глядя на тебя, люди начинают делать добрые дела сами, привлекают друзей, и это начинает расти в геометрической прогрессии.
За сделанные дела очень важно людей благодарить. Каждому участнику наших акций было приятно получить благодарственное письмо, прочесть о себе пост. А мне было важно, чтобы они вышли из тени и мотивировали других людей. В качестве спикеров для Открытого диалога я выбрала четверых крупных и достаточно известных предпринимателей Новосибирска, которые давно с нами, участвуют в большинстве наших проектов. Когда я готовила мероприятие, порой думала – ну кто к нам придет? Благотворители не придут, потому что рассказывать будут не о них. Те, кто не занимается благотворительностью, решат – зачем мне это надо. Но пришли и те, кто занимается, и те, кто не занимается, был занят весь зал! Мы на ходу придумывали, кто в каких акциях может поучаствовать. И люди уже просят продолжения.
Пандемия однозначно повлияла на отношение к этой теме. Один наш ресторатор во время пандемии возил обеды медикам. И когда его спросили, зачем он это делал, он сказал – я хотел чувствовать, что я могу в этом хаосе хоть чем-то управлять. Добрые дела оказались тем, что в период неопределенности предприниматели могли взять в свои руки и руководить. И это позволяло им чувствовать себя не беспомощными винтиками. В пандемию многие поняли, что, сплотившись, становится теплее. Было ведь реально очень страшно. Ты не понимаешь, что с твоим бизнесом происходит, не знаешь, что будет завтра, но мы делаем добрые дела, мы друг друга благодарим, и внутри становится тепло. Люди, закрытые дома, стали искать другие ценности, другой круг общения. И вот этот благотворительный круг общения – он для многих оказался спасательным кругом.
О конкурсе «Наследие выдающихся предпринимателей России».
Мы позже других регионов узнали о конкурсе, который проводит «ОПОРА РОССИИ» и московский Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, но сразу погрузились в тематику, уже подключили к участию 7 новосибирских вузов. Но мы решили, что просто сказать детям «пишите эссе» будет не очень корректно. Будем стремиться к тому, чтобы результатом этого конкурса стал эффективный диалог студентов с нашим «взрослым» бизнесом. Предприниматели ведь часто ищут помощников, стажеров в компании, а студенты часто жалуются, что без опыта их никуда не берут. Давайте поможем им наладить коммуникацию друг с другом! Предприниматели поймут, как важно поддерживать студентов. А студенты, побывав на музейных экскурсиях, на действующих предприятиях, осознают, что бизнес – это классно, это игра вдолгую, заразятся этим.
Мне хочется, чтобы бизнес участвовал в благотворительности. Чтобы студенты участвовали в бизнесе, имели возможность напрямую обращаться к предпринимателям со своими запросами. Пусть все ходят в музеи, из музеев — приходят на предприятия, в вузы. Музеи, вузы, бизнес – хочется, чтобы все это циркулировало и жило. А я постараюсь давать этому движению энергию и какие-то толчки для действий. Лично для меня это и будет показателем успеха той деятельности, которой я занимаюсь и в которую по-настоящему верю!