Фонд «Дело во имя Веры»
Фонд развития созидательного предпринимательства
+7 (499) 237-53-49
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Москва, ул. Донская,
д. 9, стр.1
О фонде
  • Миссия и задачи
  • Команда
  • Партнеры
Созидательное предпринимательство
  • Вводное слово
  • Интервью
  • Сообщества
  • Статьи
Проекты
  • Наследие предпринимателей
  • Образование и воспитание
  • Здравоохранение
  • Просвещение
Новости
  • Новости
  • Анонсы
Контакты
    Фонд «Дело во имя Веры»
    О фонде
    • Миссия и задачи
    • Команда
    • Партнеры
    Созидательное предпринимательство
    • Вводное слово
    • Интервью
    • Сообщества
    • Статьи
    Проекты
    • Наследие предпринимателей
    • Образование и воспитание
    • Здравоохранение
    • Просвещение
    Новости
    • Новости
    • Анонсы
    Контакты
      Фонд «Дело во имя Веры»
      • О фонде
        • Назад
        • О фонде
        • Миссия и задачи
        • Команда
        • Партнеры
      • Созидательное предпринимательство
        • Назад
        • Созидательное предпринимательство
        • Вводное слово
        • Интервью
        • Сообщества
        • Статьи
      • Проекты
        • Назад
        • Проекты
        • Наследие предпринимателей
        • Образование и воспитание
        • Здравоохранение
        • Просвещение
      • Новости
        • Назад
        • Новости
        • Новости
        • Анонсы
      • Контакты
      • +7 (499) 237-53-49
      Москва, ул. Донская,
      д. 9, стр.1
      info@deloivera.ru
      • Facebook
      • YouTube
      • Дело во имя Веры
      • Созидательное предпринимательство
      • Интервью

      Интервью с главным священником СВО протоиереем Димитрием Василенковым

      Протоиерей Димитрий Василенков — главный военный священник СВО. Он совершил более 60 командировок в «горячие точки»: в Сирию и Грузию, на Донбасс и Северный Кавказ. Написал книгу «На войне», помогающую выжить и остаться человеком в боевых условиях. За отвагу и большую просветительскую работу награжден двумя орденами Мужества и орденом Дружбы.

       — Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, о своем пути военного священника. С чем был связан такой выбор?

      — Поскольку я из семьи офицера, с детства имею отношение к силовым структурам. Сам учился в военном училище. Закончил, но так и не реализовал свою мечту — стать военным офицером, ведь учеба пришлась на период развала Советского союза…

      Начинал свой путь в Церкви как сторож, затем был звонарем, пономарем, чтецом. Потом мне предложили поступить в семинарию. Готовился вместе с другом, поступил, а дальше как обычно: женился и рукоположился. С 2005 года работал в епархиальном Военном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Когда начал работать с военными, я понял, что мне это по сердцу. Тогда как раз была чеченская война и я поехал туда. Посещал петербургских бойцов 3-й бригады оперативного назначения. После того как приехал, уже во вторую или третью командировку, понял, что присутствие священства среди воинов просто необходимо — работа колоссальная! У меня завязалась дружба со многими подразделениями и далее я уже продолжил с ними работу. Вот так и вошел в военную семью и стал духовником всех подразделений специального назначения, которые тогда действовали в Чеченской республике.

      За эти годы также успел еще в Сирию съездить, окормлял бойцов в Южной Осетии. В 2014-м был Крым и нашим “вежливым ребятам” тоже нужна была поддержка. А затем начались события в Донбассе, где приходилось работать с подразделениями наших добровольцев. В Луганске занимались помощью детским домам – возили помощь со всей России. Когда началась СВО, поехал к нашим воинам.

       — В чем отличие и сходство военных конфликтов, свидетелями которых Вы были?

      — Войны абсолютно разные: по накалу боевых действий, по масштабу сил и средств уничтожения, которые привлекаются разными армиями. Невозможно сравнить, например, эту войну с прошлыми. События в Грозном были давно и священство почти не принимало участие в окормлении наших войск, кроме отдельных батюшек.  Отличие и в том, что тот противник не имел таких средств, которыми обладает сегодня украинская армия с учетом помощи стран Запада. Все отличается коренным образом. С чем сравнить?  Мы получили крупномасштабную войну, может быть не такую еще как Великую Отечественную, но может быть дойдем и до такого уровня. Сегодня мы имеем дело с совершенно новым подходом.

       

      — Прошло почти полтора года после начала СВО. Как можно оценить служение военного духовенства?

      — Мне кажется, что мы немного недооцениваем военное духовенство. С одной стороны, все понимают, что батюшка нужен в войсках, что без него тяжело, но с другой стороны, у многих все еще нет понимания относительно того, что именно батюшка может им дать. У нас многие священники сами, к сожалению, не понимают, что они могут сделать. Считаю, что это следствие их неподготовленности. Мы недавно под Санкт-Петербургом проводили обучение. Приятно поразило, что батюшки сказали: “Мы сами не понимали, как много можем сделать для военных”. Для них это было открытием! Уже сейчас есть задача обучить священников, дать тот комплекс мероприятий, который поможет священнику эффективно работать с военной паствой.

        — Что именно входит в подготовку священника?

      — У любого нормального человека возникают вопросы: “Как мне остаться живым? Как реализовать себя на поле боя и не погубить свою душу?  Легко ответить: “постись, молись и будь счастлив”, но человеку нужны смыслы. Поэтому мы (священники) и должны их доносить. Мы обучаем батюшек, чтобы они знали, как это правильно делать в условиях боевых действий. Священник должен дать такие советы воину, чтобы тот мог в любой сложной ситуации остаться человеком.

      Каждый священник, желающий поехать в войска, должен пройти подготовку. Многие считают, что минимальная подготовка заключается в обучении тактической медицине, но этого мало. С моей точки зрения, нужно пройти полноценное обучение. Сейчас батюшки создали группу, общаются друг с другом, обмениваются опытом.   Видно, что опыт тех священников, которые уже были на передовой, мотивирует других. Поэтому учить нужно и не только медицине, но и тому, как выживать, как работать с воинской паствой.  Случается, что приезжает священник и говорит, что отработал в войсках, целый полк за три дня обошел, причастил и поисповедовал. Считает, что сделал все и уехал, а там, например, мат в разговорах как стоял, так и стоит. Как человек вел жизнь нехристианскую, так и продолжает.

      У твоей работы должны быть плоды. Ты поговори с бойцом, объясни.  Причастие должно стать уже следствием твоей работы. Понятно, что бывают такие случаи, что только и успеваешь причастить, но надо найти хотя бы две минуты чтобы достучаться до их сердец. Вот тогда будет результат и Причастие будет во спасение души и тела человека. Главное — не забывать опыт 1917 года. Тогда все причащались без вопросов, но потом все было грустно. Не нужно повторять эти ошибки.

      Дали тебе подразделение — обойди всех и не по одному разу. Старайся объять твою паству любовью своею, а потом уже Причастие и Исповедь. Тогда результат будет совсем другой. Создай коллектив в подразделении верующих, пусть он будет небольшим, но таким образом ты уже объединишь людей вокруг Христа. И когда уйдешь, останутся те, кто будет дружным ядром в подразделении. Если этого нет, то что? — Приехал и уехал. Для того чтобы избежать этих искушений, нужно священников правильно готовить и тогда будет толк.

       — Исходя из всего вышесказанного, можно ли сказать в чем заключается главная цель служения военного священника?

      — Главная цель военного священника — привести воина ко Христу. Цель любого священника — спасение пасомых, т.е участие во спасении, в домостроительсте таин Божиих, душепопечении. Все это устроено как раз для того, чтобы человек был спасен. Священник — это врач духовный. В военной обстановке все способствует «озверению» людей. Священник – это тот человек, который не должен этого допустить. К тому же, он отвечает не только за каждого воина в отдельности, но и за весь коллектив, за его спасение.  Это очень серьезная задача, тяжелейшая, я бы сказал, но выполнимая.

       — В чем заключаются главные задачи военного священника в зоне проведения боевых действий?

      — Одна из главных задач — административная. Нужно чтобы система работы военного духовенства в условиях боевых действий была отлажена, чтобы она работала бесперебойно. От этого зависит жизнь наших батюшек.

      Не дело священнику пребывать в зоне переднего края. Его работа, даже в других армиях, начинается со второго эшелона. Там можно относительно спокойно работать с людьми. Но бывают ситуации, когда нужно выходить и в первый эшелон. Это исключительные случаи.

      Батюшка стрелять не может, как боевая единица ничего из себя не представляет. В ситуации боя, с точки зрения моральной, мы понимаем, что это хорошо, что он рядом с бойцами, но с военной — слишком обременительно. Лучше сделать так: батюшка бойцов благословил и отошел на вторую линию. Впрочем, случаи бывают разные, можно и в окружение попасть. Что делать? Батюшка может молиться и укреплять ребят, может заняться ранеными, если умеет. Это все — опыт, и он у нас, военных священников, есть. Мы должны им делиться. Впрочем, нужно помнить, что и во 2-й, и в 3-й линии может стать горячо…

       — Можно ли рассматривать вашу книгу “На войне” как методическое пособие для военного священника?

      — Я писал ее для военных священников и для тех православных христиан, которые собираются в зону боевых действий. Так получилось, что пришлось разбираться во многих вопросах и стать, в чем-то, профессионалом.

      Я удивился, когда узнал, что в некоторых воинских подразделениях книгу используют как справочное пособие, и не только по духовным вопросам. Сейчас идет подготовка к изданию новой книги, потому что накопилось много материала. Даст Бог, она скоро выйдет. Нынешняя война принесла много нового. Пришлось многое переосмыслить.

      Например, в книге будет новая глава, посвященная военной психологии: как работать с человеком в военных условиях (общие правила для психолога, психиатра и священника)

      Приходится разговаривать с военными психологами и, надо отметить, что нам удается найти понимание в общих процессах, которые происходят с военными. В книге будет подробно описана работа священника на переднем крае. Война открыла эту главу по-новому. Опыт осмыслен и изложен как практические рекомендации. Если в первой книге мы осмысливали опыт, который получили до этого, то сейчас имеем уже новые знания. Думаю, будет интересно и военным священникам и тем, кто готовится к отправке в зону боевых действий. Надеюсь, книга будет весьма полезна.

      И в завершении нашего разговора скажу, что важно в любой жизненной ситуации обращаться к Богу. Не всегда Его вспоминаешь, если редко обращался. Тут как в пословице: “Пока гром не грянет — мужик не перекрестится”. Главное, чтобы мы Бога не забывали.

      Беседовал иерей Георгий Шабалов / Июнь 2023 г.

      Источник: Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

      Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
      2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1 Москва Москва 117419
      +7 (499) 237-53-49
      Интервью с главным священником СВО протоиереем Димитрием Василенковым

      Протоиерей Димитрий Василенков — главный военный священник СВО. Он совершил более 60 командировок в «горячие точки»: в Сирию и Грузию, на Донбасс и Северный Кавказ. Написал книгу «На войне», помогающую выжить и остаться человеком в боевых условиях. За отвагу и большую просветительскую работу награжден двумя орденами Мужества и орденом Дружбы.

       — Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, о своем пути военного священника. С чем был связан такой выбор?

      — Поскольку я из семьи офицера, с детства имею отношение к силовым структурам. Сам учился в военном училище. Закончил, но так и не реализовал свою мечту — стать военным офицером, ведь учеба пришлась на период развала Советского союза…

      Начинал свой путь в Церкви как сторож, затем был звонарем, пономарем, чтецом. Потом мне предложили поступить в семинарию. Готовился вместе с другом, поступил, а дальше как обычно: женился и рукоположился. С 2005 года работал в епархиальном Военном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Когда начал работать с военными, я понял, что мне это по сердцу. Тогда как раз была чеченская война и я поехал туда. Посещал петербургских бойцов 3-й бригады оперативного назначения. После того как приехал, уже во вторую или третью командировку, понял, что присутствие священства среди воинов просто необходимо — работа колоссальная! У меня завязалась дружба со многими подразделениями и далее я уже продолжил с ними работу. Вот так и вошел в военную семью и стал духовником всех подразделений специального назначения, которые тогда действовали в Чеченской республике.

      За эти годы также успел еще в Сирию съездить, окормлял бойцов в Южной Осетии. В 2014-м был Крым и нашим “вежливым ребятам” тоже нужна была поддержка. А затем начались события в Донбассе, где приходилось работать с подразделениями наших добровольцев. В Луганске занимались помощью детским домам – возили помощь со всей России. Когда началась СВО, поехал к нашим воинам.

       — В чем отличие и сходство военных конфликтов, свидетелями которых Вы были?

      — Войны абсолютно разные: по накалу боевых действий, по масштабу сил и средств уничтожения, которые привлекаются разными армиями. Невозможно сравнить, например, эту войну с прошлыми. События в Грозном были давно и священство почти не принимало участие в окормлении наших войск, кроме отдельных батюшек.  Отличие и в том, что тот противник не имел таких средств, которыми обладает сегодня украинская армия с учетом помощи стран Запада. Все отличается коренным образом. С чем сравнить?  Мы получили крупномасштабную войну, может быть не такую еще как Великую Отечественную, но может быть дойдем и до такого уровня. Сегодня мы имеем дело с совершенно новым подходом.

       

      — Прошло почти полтора года после начала СВО. Как можно оценить служение военного духовенства?

      — Мне кажется, что мы немного недооцениваем военное духовенство. С одной стороны, все понимают, что батюшка нужен в войсках, что без него тяжело, но с другой стороны, у многих все еще нет понимания относительно того, что именно батюшка может им дать. У нас многие священники сами, к сожалению, не понимают, что они могут сделать. Считаю, что это следствие их неподготовленности. Мы недавно под Санкт-Петербургом проводили обучение. Приятно поразило, что батюшки сказали: “Мы сами не понимали, как много можем сделать для военных”. Для них это было открытием! Уже сейчас есть задача обучить священников, дать тот комплекс мероприятий, который поможет священнику эффективно работать с военной паствой.

        — Что именно входит в подготовку священника?

      — У любого нормального человека возникают вопросы: “Как мне остаться живым? Как реализовать себя на поле боя и не погубить свою душу?  Легко ответить: “постись, молись и будь счастлив”, но человеку нужны смыслы. Поэтому мы (священники) и должны их доносить. Мы обучаем батюшек, чтобы они знали, как это правильно делать в условиях боевых действий. Священник должен дать такие советы воину, чтобы тот мог в любой сложной ситуации остаться человеком.

      Каждый священник, желающий поехать в войска, должен пройти подготовку. Многие считают, что минимальная подготовка заключается в обучении тактической медицине, но этого мало. С моей точки зрения, нужно пройти полноценное обучение. Сейчас батюшки создали группу, общаются друг с другом, обмениваются опытом.   Видно, что опыт тех священников, которые уже были на передовой, мотивирует других. Поэтому учить нужно и не только медицине, но и тому, как выживать, как работать с воинской паствой.  Случается, что приезжает священник и говорит, что отработал в войсках, целый полк за три дня обошел, причастил и поисповедовал. Считает, что сделал все и уехал, а там, например, мат в разговорах как стоял, так и стоит. Как человек вел жизнь нехристианскую, так и продолжает.

      У твоей работы должны быть плоды. Ты поговори с бойцом, объясни.  Причастие должно стать уже следствием твоей работы. Понятно, что бывают такие случаи, что только и успеваешь причастить, но надо найти хотя бы две минуты чтобы достучаться до их сердец. Вот тогда будет результат и Причастие будет во спасение души и тела человека. Главное — не забывать опыт 1917 года. Тогда все причащались без вопросов, но потом все было грустно. Не нужно повторять эти ошибки.

      Дали тебе подразделение — обойди всех и не по одному разу. Старайся объять твою паству любовью своею, а потом уже Причастие и Исповедь. Тогда результат будет совсем другой. Создай коллектив в подразделении верующих, пусть он будет небольшим, но таким образом ты уже объединишь людей вокруг Христа. И когда уйдешь, останутся те, кто будет дружным ядром в подразделении. Если этого нет, то что? — Приехал и уехал. Для того чтобы избежать этих искушений, нужно священников правильно готовить и тогда будет толк.

       — Исходя из всего вышесказанного, можно ли сказать в чем заключается главная цель служения военного священника?

      — Главная цель военного священника — привести воина ко Христу. Цель любого священника — спасение пасомых, т.е участие во спасении, в домостроительсте таин Божиих, душепопечении. Все это устроено как раз для того, чтобы человек был спасен. Священник — это врач духовный. В военной обстановке все способствует «озверению» людей. Священник – это тот человек, который не должен этого допустить. К тому же, он отвечает не только за каждого воина в отдельности, но и за весь коллектив, за его спасение.  Это очень серьезная задача, тяжелейшая, я бы сказал, но выполнимая.

       — В чем заключаются главные задачи военного священника в зоне проведения боевых действий?

      — Одна из главных задач — административная. Нужно чтобы система работы военного духовенства в условиях боевых действий была отлажена, чтобы она работала бесперебойно. От этого зависит жизнь наших батюшек.

      Не дело священнику пребывать в зоне переднего края. Его работа, даже в других армиях, начинается со второго эшелона. Там можно относительно спокойно работать с людьми. Но бывают ситуации, когда нужно выходить и в первый эшелон. Это исключительные случаи.

      Батюшка стрелять не может, как боевая единица ничего из себя не представляет. В ситуации боя, с точки зрения моральной, мы понимаем, что это хорошо, что он рядом с бойцами, но с военной — слишком обременительно. Лучше сделать так: батюшка бойцов благословил и отошел на вторую линию. Впрочем, случаи бывают разные, можно и в окружение попасть. Что делать? Батюшка может молиться и укреплять ребят, может заняться ранеными, если умеет. Это все — опыт, и он у нас, военных священников, есть. Мы должны им делиться. Впрочем, нужно помнить, что и во 2-й, и в 3-й линии может стать горячо…

       — Можно ли рассматривать вашу книгу “На войне” как методическое пособие для военного священника?

      — Я писал ее для военных священников и для тех православных христиан, которые собираются в зону боевых действий. Так получилось, что пришлось разбираться во многих вопросах и стать, в чем-то, профессионалом.

      Я удивился, когда узнал, что в некоторых воинских подразделениях книгу используют как справочное пособие, и не только по духовным вопросам. Сейчас идет подготовка к изданию новой книги, потому что накопилось много материала. Даст Бог, она скоро выйдет. Нынешняя война принесла много нового. Пришлось многое переосмыслить.

      Например, в книге будет новая глава, посвященная военной психологии: как работать с человеком в военных условиях (общие правила для психолога, психиатра и священника)

      Приходится разговаривать с военными психологами и, надо отметить, что нам удается найти понимание в общих процессах, которые происходят с военными. В книге будет подробно описана работа священника на переднем крае. Война открыла эту главу по-новому. Опыт осмыслен и изложен как практические рекомендации. Если в первой книге мы осмысливали опыт, который получили до этого, то сейчас имеем уже новые знания. Думаю, будет интересно и военным священникам и тем, кто готовится к отправке в зону боевых действий. Надеюсь, книга будет весьма полезна.

      И в завершении нашего разговора скажу, что важно в любой жизненной ситуации обращаться к Богу. Не всегда Его вспоминаешь, если редко обращался. Тут как в пословице: “Пока гром не грянет — мужик не перекрестится”. Главное, чтобы мы Бога не забывали.

      Беседовал иерей Георгий Шабалов / Июнь 2023 г.

      Источник: Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

      • Prev
      • Next
      Это интересно
      • Заместитель председателя отдела протоиерей Константин Татаринцев дал интервью корреспонденту журнала «Эксперт» в преддверии Дня защитника Отечества
        Заместитель председателя отдела протоиерей Константин Татаринцев дал интервью корреспонденту журнала «Эксперт» в преддверии Дня защитника Отечества
        24 февраля 2023
      • Чувствуешь страх — начинай молиться. Интервью с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
        Чувствуешь страх — начинай молиться. Интервью с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
        7 февраля 2023
      • Военные священники и «боевые имамы» в зоне СВО
        Военные священники и «боевые имамы» в зоне СВО
        16 января 2023
      • Военный священник рассказал о служении в боевых порядках на спецоперации. «Стал для бойцов по-настоящему отцом»
        Военный священник рассказал о служении в боевых порядках на спецоперации. «Стал для бойцов по-настоящему отцом»
        9 января 2023
      • Руководитель проекта «Киноуроки» Виктор Меркулов: «То, что сейчас снимается для детского воспитательного кино – это капля в море…»
        Руководитель проекта «Киноуроки» Виктор Меркулов: «То, что сейчас снимается для детского воспитательного кино – это капля в море…»
        19 апреля 2022
      • Вера и дело: этика православного предпринимателя. Интервью Владислава Жуковича журналу «СоциоДиггер»
        Вера и дело: этика православного предпринимателя. Интервью Владислава Жуковича журналу «СоциоДиггер»
      • Традиции российского музыкального образования и патриотическое воспитание будущих музыкантов
        Традиции российского музыкального образования и патриотическое воспитание будущих музыкантов
      • Денис фон Мекк: интерес к российской культуре и истории легко сближает людей самых разных возрастов, профессий и национальностей
        Денис фон Мекк: интерес к российской культуре и истории легко сближает людей самых разных возрастов, профессий и национальностей
      • Елена Рожанская: «Не рассказывать о добрых делах – это зло»
        Елена Рожанская: «Не рассказывать о добрых делах – это зло»
      • Владыка Пантелеймон: социальное служение бизнесмена должно идти от души
        Владыка Пантелеймон: социальное служение бизнесмена должно идти от души
      • Игорь Боровиков: «Социальная ответственность должна стать традиционной для бизнеса»
        Игорь Боровиков: «Социальная ответственность должна стать традиционной для бизнеса»
      • Александр Романович Меламуд: «Я считаю, что нет более выгодного положения, чем мои дети, мои внуки будут жить в том обществе, в которое я вложу»
        Александр Романович Меламуд: «Я считаю, что нет более выгодного положения, чем мои дети, мои внуки будут жить в том обществе, в которое я вложу»
      • Юрий Александрович Ефимов: «Всегда ко всем событиям жизни, в том числе в бизнесе нужно подходить с той позиции, что жизнь не прекращается, она бесконечна»
        Юрий Александрович Ефимов: «Всегда ко всем событиям жизни, в том числе в бизнесе нужно подходить с той позиции, что жизнь не прекращается, она бесконечна»
      • Иван Аммосов: «Мы стараемся строить отношения на абсолютно нормальных человеческих ценностях»
        Иван Аммосов: «Мы стараемся строить отношения на абсолютно нормальных человеческих ценностях»
      • Светлана Борисовна Епихина: «Социальная ответственность – это ответственность перед социумом, перед обществом и страной. Это как война и мир: в той транскрипции «мiр» – это мир вокруг нас, именно общество».
        Светлана Борисовна Епихина: «Социальная ответственность – это ответственность перед социумом, перед обществом и страной. Это как война и мир: в той транскрипции «мiр» – это мир вокруг нас, именно общество».
      • Лилия Хуснутдинова: «Руководители в первую очередь должны быть лицом этического кодекса и обязаны его соблюдать на 100%».
        Лилия Хуснутдинова: «Руководители в первую очередь должны быть лицом этического кодекса и обязаны его соблюдать на 100%».
      • Наталья Хозяинова: «Для этих людей это единственная возможность выбраться в поликлинику, в больницу, попасть на прием к врачу, поэтому это очень востребовано»
        Наталья Хозяинова: «Для этих людей это единственная возможность выбраться в поликлинику, в больницу, попасть на прием к врачу, поэтому это очень востребовано»
      • Андрей Мрост: «Основы корпоративной социальной отчетности заложил еще князь Потемкин-таврический, когда выстраивал свои потемкинские деревни».
        Андрей Мрост: «Основы корпоративной социальной отчетности заложил еще князь Потемкин-таврический, когда выстраивал свои потемкинские деревни».
      • Кузьмич Дмитрий Михайлович: «В деле воспитания подрастающего поколения не нужно перекладывать функции на других, делайте всё сами — это самое благодарное дело»
        Кузьмич Дмитрий Михайлович: «В деле воспитания подрастающего поколения не нужно перекладывать функции на других, делайте всё сами — это самое благодарное дело»
      • Сергуненков Борис Борисович: «Я думаю, что нам надо изучать опыт предков, и тогда ориентиры будут более правильные»
        Сергуненков Борис Борисович: «Я думаю, что нам надо изучать опыт предков, и тогда ориентиры будут более правильные»
      Назад к списку
      • Вводное слово
      • Интервью
      • Сообщества
      • Статьи
      Подписывайтесь на новости:
      О Фонде
      Миссия и задачи
      Команда
      Партнеры
      Предпринимательство
      Вводное слово
      Интервью
      Сообщества
      Статьи
      Проекты
      Наследие предпринимателей
      Образование и воспитание
      Здравоохранение
      Просвещение
      Новости
      Анонсы
      Наши контакты

      +7 (499) 237-53-49
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Москва, ул. Донская,
      д. 9, стр.1
      info@deloivera.ru
      © 2025 Все права защищены.