Виталий Юрьевич Сурвилло: «Все профессии интересны, а маргинальных нет вовсе»
Проблема образования и профориентации сегодня стоит как нельзя остро. О том, как эту проблему решает семейный тематический парк профессий «Мастерславль», чем он отличается от других подобных проектов, а также о том, почему важно помочь ребенку в выборе специальности и привить уважение к любой профессии как к труду, равно как и нравственные ценности, чувство патриотизма, гражданской и социальной ответственности, мы беседуем с основателем проекта «Мастерславль» Виталием Юрьевичем Сурвилло.
Виталий Юрьевич, могли бы Вы рассказать о том, как и когда родилась идея создать такой проект, как «Мастерславль»?
Идея родилась давно. Наш основной бизнес — девелопмент, и в какой-то момент мы поняли, что не можем найти профессиональные инженерные кадры. С каждым годом эта проблема становилась все острее и острее. Мы были вынуждены приглашать людей из других регионов России, оплачивать им проезд, проживание и платить значительно более высокие зарплаты чем мы платим, например, юристам и экономистам. Эта проблема стала такой острой, что мы поняли, что надо что-то делать. Обратившись в различные экспертные и консультационные органы, мы пришли к печальным выводам, что система профессионально-технического образования в России разрушилась. В результате некоторые профессии стали изгоями, и если сегодня когда кто-то говорит, что его сын водопроводчик, ничего, кроме сочувствующих взглядов, это не вызывает. Мы считаем, что это неправильно.
Потом в путешествиях мы увидели парк «Kidzania», в котором дети играют во взрослые профессии, и стали вести с ними переговоры о том, чтобы сделать такой парк в Москве. Закончились эти переговоры ничем, в том числе и потому, что в какой-то момент мы поняли, что это не совсем то, что нам надо, т. к. в парке «Kidzania» упор делается скорее на развлечение. Дети просто играют в больницу, пожарных, и т. д. Озабочены ли авторы идеей того, что потом останется у ребенка в голове, неким системным подходом к этому? Мне кажется, что нет. Так мы стали разрабатывать свой собственный проект города, в котором дети учатся быть взрослыми и ответственными гражданами.
До какого возраста дети могут посещать Мастерславль?
Основная часть мастерских открыта для детей от 5 до 15 лет. Курсы профориентации — до 17 лет. Для самых маленьких детей от 0 до 4 лет, которых родители привели вместе со старшими братьями и сестрами, будет открыта специальная игровая зона.
Наш проект отличает несколько фундаментальных вещей. В каждой мастерской у нас несколько тем базовых занятий в зависимости от возраста, пола, интересов ребенка. Кроме того, если ребенок прошел весь курс в одной мастерской и хочет двигаться далее, есть специальные мастер-классы, которые длятся дольше и предполагают более информативные и интересные занятия по любой из профессий. Также у нас есть курсы профориентации, где мы приглашаем профильных преподавателей, которые более подробно рассказывают детям о своей профессии и отвечают на вопросы. Мы не ставим перед собой задачу научить профессии, но мы ставим задачу показать, что все профессии интересны, а маргинальных нет вовсе. Мы хотим, чтобы в результате дети имели некую картинку, где они могут получить образование по выбранной специальности и какая работа у них будет в будущем. Наша система более комплексная, у нас около 70 мастерских и 300 сценариев.
Второе отличие заключается в том, что мы открываем личный кабинет каждого ребенка, и там ведем портфолио, где видно, в каких мастерских он побывал, какие получил заслуги (у нас есть 14-ти ступенчатый табель о рангах). Мы следим за тем, чем ребенок интересуется, можем что-то посоветовать ему и его родителям. Мы также хотим в дальнейшем отслеживать, какое учебное заведение выбрал ребенок, поступил или нет, чем стал заниматься.
Помимо этого мы пытаемся внести какую-то долю гражданской и социальной ответственности в воспитание ребенка. Большинство детей растет неподготовленными к тому, что они будут за что-то отвечать, поэтому у нас появились такие мастерские, как налоговая инспекция для того, чтобы, если ребенок хочет стать гражданином этого города, он должен заполнить декларацию и при этом понимать, на что его деньги пойдут.
У нас будут уроки благотворительности, на которых дети смогут помочь своим ровесникам. Это будет адресная помощь, они смогут познакомиться с детьми, которым смогли помочь. Это социальная ответственность, т. е. ответственность за тех, кто нуждается в этой помощи, и гражданская ответственность, т. к. ребенок понимает, что он должен соблюдать нормы поведения в обществе для того, чтобы не наносить вреда другим. Мы не играем в политические игры, но мы учим детей, зачем нужна таможня, пограничники, миграция. Мы хотим, чтобы для пограничников их символом была не закрытая, а открытая граница, но при этом они понимали, что есть некие ценности, размывания которых нельзя допускать.
Как выстраивается работа над проектом? Кто в нем участвует?
Мы начали работу над проектом 4 года назад, долго искали площадку, потому что одним из главных требований была транспортная доступность. Это очень важный момент, потому что детям и родителям было бы неудобно ездить за город. Мы выбрали площадку в «Москва-сити», сейчас туда очень удобно добираться и на автомобиле, и на метро. Развитая инфраструктура позволяет родителям оставить у нас детей и заняться своими делами, сделать покупки. Выбрав площадку, мы стали более активно набирать команду.
Сколько человек сейчас задействовано в проекте?
Около 30 человек. Нам пришлось все делать самим, с нуля. Здесь не только надо придумать отдельные мастерские и сценарии, но также согласовать все с экспертами. Мы планируем вести работу с детьми с ограничениями по здоровью, что накладывает свой отпечаток на планирование и строительство, делая его намного дороже. Часть мастерских мы сделаем полностью приспособленными для таких детей. Трудоустройство — огромная проблема для лиц с ограничениями по здоровью. Сегодня они вынуждены клеить картон в то время, как могли бы участвовать в разработке, например, моделей концепт-каров или каких-то механизмов водопровода. Мы надеемся послужить трамплином, с помощью которого они смогут поверить в себя, а также чтобы профильные компании увидели, что такое возможно.
Как вы сотрудничаете с другими компаниями?
Для каждой мастерской мы ищем опекунов, чтобы они помогли нам либо с оплатой работы мастерской, либо с оборудованием, либо еще с чем-то. Для них в таком сотрудничестве есть большой интерес, т. к. дети увидят, как компания заботилась о них, помогала, и в дальнейшем лояльность этой марке будет долго сохраняться. У нас пока этот процесс сложно идет в силу того, что в целом люди настороженно относятся к таким инициативам, есть проблема мотивации. Одним из опекунов является «Сбербанк России». В сотрудничестве с ним мы осуществляем на территории города целевую программу «Финансовая грамотность». Есть и другие бренды, которые помогут нам оборудовать мастерские и показать детям процесс производства продуктов и услуг.
Когда планируется открытие комплекса «Мастерславль»?
Это зависит от финансирования. Мы используем собственные средства акционеров (7 млн евро), а также смогли договориться о выдаче коммерческого кредита от Международной Финансовой корпорации (IFC) на сумму 3 млн евро. Весь бюджет проекта — 10 млн евро. В дальнейшем мы хотим тиражировать проект в Петербурге и других городах.
Какие эстетические ценности лежат в основе проекта?
С самого начала мы понимали, что не хотим универсальной западной эстетики с использованием персонажей мультяшного вида с непонятными гендерными признаками. Наш город выглядит как традиционный русский провинциальный город со знакомой архитектурой. Мы хотим посеять зерна добра и патриотизма в воспитании наших детей, поддерживая в нашем «Городе мастеров» определенные морально-нравственные ценности. Мы создали своих собственных симпатичных персонажей (без выпученных глаз и т. д.).
С точки зрения финансов, планируется ли чтобы этот проект стал себя окупать?
Цена будет составлять примерно 800 р. за 4 часа любых занятий. Мы не хотим повышать цены на билеты. Единственный способ увеличить отдачу — увеличить посещаемость. Мы готовы какое-то время оплачивать расходы самостоятельно, а также рассчитываем на опекунов, и возможно, государственную поддержку. Наш проект уже поддерживается Агентством Стратегических Инициатив. Возможно, после открытия, когда будет четкое представление, как мы работаем, мы сможем рассчитывать на какие-то гранты от государства.
Помимо того, о чем Вы уже рассказали, были ли еще какие-то трудности, с которыми Вы столкнулись при работе над этим проектом?
Громадная сложность — как сделать каждое занятие интересным и одновременно полезным ребенку (это две вещи, которые не всегда совместимы). Например, у нас есть мастерская библиотека. В стране сегодня существует огромная проблема с библиотеками, их нужно сохранить. Мы долго работали над тем, чтобы сделать занятия в нашей мастерской интересными.
Какая помощь больше всего нужна и востребована для Вашего проекта?
Самая востребованная помощь — это не деньги в чистом виде, а поддержка корпораций — опекунов. Это как раз и может стать хорошим примером той корпоративной социальной ответственности, о которой сегодня так много говорят. С другой стороны, иметь в течение года логотип на мастерской у нас будет гораздо эффективнее (дети быстро вырастут и станут потребителями), чем иметь в течение года билборд на Кутузовском проспекте. А так мы пока не особенно занимаемся рекламой, в основном ведем работу в соцсетях, с радостью принимаем помощь от единомышленников и людей, интересующихся нашим проектом. Мы открыты к сотрудничеству. Для нас очень важно, что ту жизненную позицию, которую мы исповедуем, мы может воплотить в жизнь, никому не навязывая.
Материал подготовила Иванова Д.А.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
Проблема образования и профориентации сегодня стоит как нельзя остро. О том, как эту проблему решает семейный тематический парк профессий «Мастерславль», чем он отличается от других подобных проектов, а также о том, почему важно помочь ребенку в выборе специальности и привить уважение к любой профессии как к труду, равно как и нравственные ценности, чувство патриотизма, гражданской и социальной ответственности, мы беседуем с основателем проекта «Мастерславль» Виталием Юрьевичем Сурвилло.
Виталий Юрьевич, могли бы Вы рассказать о том, как и когда родилась идея создать такой проект, как «Мастерславль»?
Идея родилась давно. Наш основной бизнес — девелопмент, и в какой-то момент мы поняли, что не можем найти профессиональные инженерные кадры. С каждым годом эта проблема становилась все острее и острее. Мы были вынуждены приглашать людей из других регионов России, оплачивать им проезд, проживание и платить значительно более высокие зарплаты чем мы платим, например, юристам и экономистам. Эта проблема стала такой острой, что мы поняли, что надо что-то делать. Обратившись в различные экспертные и консультационные органы, мы пришли к печальным выводам, что система профессионально-технического образования в России разрушилась. В результате некоторые профессии стали изгоями, и если сегодня когда кто-то говорит, что его сын водопроводчик, ничего, кроме сочувствующих взглядов, это не вызывает. Мы считаем, что это неправильно.
Потом в путешествиях мы увидели парк «Kidzania», в котором дети играют во взрослые профессии, и стали вести с ними переговоры о том, чтобы сделать такой парк в Москве. Закончились эти переговоры ничем, в том числе и потому, что в какой-то момент мы поняли, что это не совсем то, что нам надо, т. к. в парке «Kidzania» упор делается скорее на развлечение. Дети просто играют в больницу, пожарных, и т. д. Озабочены ли авторы идеей того, что потом останется у ребенка в голове, неким системным подходом к этому? Мне кажется, что нет. Так мы стали разрабатывать свой собственный проект города, в котором дети учатся быть взрослыми и ответственными гражданами.
До какого возраста дети могут посещать Мастерславль?
Основная часть мастерских открыта для детей от 5 до 15 лет. Курсы профориентации — до 17 лет. Для самых маленьких детей от 0 до 4 лет, которых родители привели вместе со старшими братьями и сестрами, будет открыта специальная игровая зона.
Наш проект отличает несколько фундаментальных вещей. В каждой мастерской у нас несколько тем базовых занятий в зависимости от возраста, пола, интересов ребенка. Кроме того, если ребенок прошел весь курс в одной мастерской и хочет двигаться далее, есть специальные мастер-классы, которые длятся дольше и предполагают более информативные и интересные занятия по любой из профессий. Также у нас есть курсы профориентации, где мы приглашаем профильных преподавателей, которые более подробно рассказывают детям о своей профессии и отвечают на вопросы. Мы не ставим перед собой задачу научить профессии, но мы ставим задачу показать, что все профессии интересны, а маргинальных нет вовсе. Мы хотим, чтобы в результате дети имели некую картинку, где они могут получить образование по выбранной специальности и какая работа у них будет в будущем. Наша система более комплексная, у нас около 70 мастерских и 300 сценариев.
Второе отличие заключается в том, что мы открываем личный кабинет каждого ребенка, и там ведем портфолио, где видно, в каких мастерских он побывал, какие получил заслуги (у нас есть 14-ти ступенчатый табель о рангах). Мы следим за тем, чем ребенок интересуется, можем что-то посоветовать ему и его родителям. Мы также хотим в дальнейшем отслеживать, какое учебное заведение выбрал ребенок, поступил или нет, чем стал заниматься.
Помимо этого мы пытаемся внести какую-то долю гражданской и социальной ответственности в воспитание ребенка. Большинство детей растет неподготовленными к тому, что они будут за что-то отвечать, поэтому у нас появились такие мастерские, как налоговая инспекция для того, чтобы, если ребенок хочет стать гражданином этого города, он должен заполнить декларацию и при этом понимать, на что его деньги пойдут.
У нас будут уроки благотворительности, на которых дети смогут помочь своим ровесникам. Это будет адресная помощь, они смогут познакомиться с детьми, которым смогли помочь. Это социальная ответственность, т. е. ответственность за тех, кто нуждается в этой помощи, и гражданская ответственность, т. к. ребенок понимает, что он должен соблюдать нормы поведения в обществе для того, чтобы не наносить вреда другим. Мы не играем в политические игры, но мы учим детей, зачем нужна таможня, пограничники, миграция. Мы хотим, чтобы для пограничников их символом была не закрытая, а открытая граница, но при этом они понимали, что есть некие ценности, размывания которых нельзя допускать.
Как выстраивается работа над проектом? Кто в нем участвует?
Мы начали работу над проектом 4 года назад, долго искали площадку, потому что одним из главных требований была транспортная доступность. Это очень важный момент, потому что детям и родителям было бы неудобно ездить за город. Мы выбрали площадку в «Москва-сити», сейчас туда очень удобно добираться и на автомобиле, и на метро. Развитая инфраструктура позволяет родителям оставить у нас детей и заняться своими делами, сделать покупки. Выбрав площадку, мы стали более активно набирать команду.
Сколько человек сейчас задействовано в проекте?
Около 30 человек. Нам пришлось все делать самим, с нуля. Здесь не только надо придумать отдельные мастерские и сценарии, но также согласовать все с экспертами. Мы планируем вести работу с детьми с ограничениями по здоровью, что накладывает свой отпечаток на планирование и строительство, делая его намного дороже. Часть мастерских мы сделаем полностью приспособленными для таких детей. Трудоустройство — огромная проблема для лиц с ограничениями по здоровью. Сегодня они вынуждены клеить картон в то время, как могли бы участвовать в разработке, например, моделей концепт-каров или каких-то механизмов водопровода. Мы надеемся послужить трамплином, с помощью которого они смогут поверить в себя, а также чтобы профильные компании увидели, что такое возможно.
Как вы сотрудничаете с другими компаниями?
Для каждой мастерской мы ищем опекунов, чтобы они помогли нам либо с оплатой работы мастерской, либо с оборудованием, либо еще с чем-то. Для них в таком сотрудничестве есть большой интерес, т. к. дети увидят, как компания заботилась о них, помогала, и в дальнейшем лояльность этой марке будет долго сохраняться. У нас пока этот процесс сложно идет в силу того, что в целом люди настороженно относятся к таким инициативам, есть проблема мотивации. Одним из опекунов является «Сбербанк России». В сотрудничестве с ним мы осуществляем на территории города целевую программу «Финансовая грамотность». Есть и другие бренды, которые помогут нам оборудовать мастерские и показать детям процесс производства продуктов и услуг.
Когда планируется открытие комплекса «Мастерславль»?
Это зависит от финансирования. Мы используем собственные средства акционеров (7 млн евро), а также смогли договориться о выдаче коммерческого кредита от Международной Финансовой корпорации (IFC) на сумму 3 млн евро. Весь бюджет проекта — 10 млн евро. В дальнейшем мы хотим тиражировать проект в Петербурге и других городах.
Какие эстетические ценности лежат в основе проекта?
С самого начала мы понимали, что не хотим универсальной западной эстетики с использованием персонажей мультяшного вида с непонятными гендерными признаками. Наш город выглядит как традиционный русский провинциальный город со знакомой архитектурой. Мы хотим посеять зерна добра и патриотизма в воспитании наших детей, поддерживая в нашем «Городе мастеров» определенные морально-нравственные ценности. Мы создали своих собственных симпатичных персонажей (без выпученных глаз и т. д.).
С точки зрения финансов, планируется ли чтобы этот проект стал себя окупать?
Цена будет составлять примерно 800 р. за 4 часа любых занятий. Мы не хотим повышать цены на билеты. Единственный способ увеличить отдачу — увеличить посещаемость. Мы готовы какое-то время оплачивать расходы самостоятельно, а также рассчитываем на опекунов, и возможно, государственную поддержку. Наш проект уже поддерживается Агентством Стратегических Инициатив. Возможно, после открытия, когда будет четкое представление, как мы работаем, мы сможем рассчитывать на какие-то гранты от государства.
Помимо того, о чем Вы уже рассказали, были ли еще какие-то трудности, с которыми Вы столкнулись при работе над этим проектом?
Громадная сложность — как сделать каждое занятие интересным и одновременно полезным ребенку (это две вещи, которые не всегда совместимы). Например, у нас есть мастерская библиотека. В стране сегодня существует огромная проблема с библиотеками, их нужно сохранить. Мы долго работали над тем, чтобы сделать занятия в нашей мастерской интересными.
Какая помощь больше всего нужна и востребована для Вашего проекта?
Самая востребованная помощь — это не деньги в чистом виде, а поддержка корпораций — опекунов. Это как раз и может стать хорошим примером той корпоративной социальной ответственности, о которой сегодня так много говорят. С другой стороны, иметь в течение года логотип на мастерской у нас будет гораздо эффективнее (дети быстро вырастут и станут потребителями), чем иметь в течение года билборд на Кутузовском проспекте. А так мы пока не особенно занимаемся рекламой, в основном ведем работу в соцсетях, с радостью принимаем помощь от единомышленников и людей, интересующихся нашим проектом. Мы открыты к сотрудничеству. Для нас очень важно, что ту жизненную позицию, которую мы исповедуем, мы может воплотить в жизнь, никому не навязывая.