Фонд «Дело во имя Веры»
Фонд развития созидательного предпринимательства
+7 (499) 237-53-49
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Москва, ул. Донская,
д. 9, стр.1
О фонде
  • Миссия и задачи
  • Команда
  • Партнеры
Созидательное предпринимательство
  • Вводное слово
  • Интервью
  • Сообщества
  • Статьи
Проекты
  • Наследие предпринимателей
  • Образование и воспитание
  • Здравоохранение
  • Просвещение
Новости
  • Новости
  • Анонсы
Контакты
    Фонд «Дело во имя Веры»
    О фонде
    • Миссия и задачи
    • Команда
    • Партнеры
    Созидательное предпринимательство
    • Вводное слово
    • Интервью
    • Сообщества
    • Статьи
    Проекты
    • Наследие предпринимателей
    • Образование и воспитание
    • Здравоохранение
    • Просвещение
    Новости
    • Новости
    • Анонсы
    Контакты
      Фонд «Дело во имя Веры»
      • О фонде
        • Назад
        • О фонде
        • Миссия и задачи
        • Команда
        • Партнеры
      • Созидательное предпринимательство
        • Назад
        • Созидательное предпринимательство
        • Вводное слово
        • Интервью
        • Сообщества
        • Статьи
      • Проекты
        • Назад
        • Проекты
        • Наследие предпринимателей
        • Образование и воспитание
        • Здравоохранение
        • Просвещение
      • Новости
        • Назад
        • Новости
        • Новости
        • Анонсы
      • Контакты
      • +7 (499) 237-53-49
      Москва, ул. Донская,
      д. 9, стр.1
      info@deloivera.ru
      • Facebook
      • YouTube
      • Дело во имя Веры
      • Созидательное предпринимательство
      • Интервью

      Сергей Ростиславович Филонович (ВШЭ): «Не относитесь к своим сотрудникам как к ресурсу, относитесь как к людям»

      Filonovich_portrait.jpgКакие преимущества нашего менталитета мы мало используем? Почему в нас понижена достиженческая мотивация? Чему у нас учатся китайцы? О какой особенности нашего менталитета писал Александр Блок в своем стихотворении «Скифы»? Выгодно ли в России быть честным? Почему нам так важно ощущать, что мы делаем что-то значимое? Как предпринимателям повысить уровень мотивации сотрудников в своих компаниях? Своими рекомендациями с нами делится Сергей Ростиславович Филонович, декан Высшей Школы Менеджмента ВШЭ, профессор Кафедры управления человеческими ресурсами, Член Ученого совета НИУ ВШЭ.

      — Сергей Ростиславович, на ваш взгляд, каковы особенности русского менталитета и какие ключевые ценности в нем присутствуют?

      — Мы научились объединяться в коллективы для блокирования агрессии внешней среды, но внутри этих коллективов русский человек остается сильным индивидуалистом, потому что он понимает, что эта община сама может претендовать на его достижения и результаты. Поэтому эта защита собственной личности является для русского человека едва ли не ключевой задачей. Из-за этого достиженческая мотивация понижена, потому что важно защитить себя, а сумеешь ли ты чего-то достичь в этой среде — это уже второй вопрос для русского человека. Поэтому западные люди, для которых достижение успеха является едва ли не важнейшей целью, удивляются, приезжая в Россию, не обнаруживая такой же мотивации, как у них. Это скорее связано не с менталитетом, а с выработанной историей системой поведения человека, которая как-то ему позволяла выживать.

      — Как вы считаете, как наша национальная культура повлияла на нашу деловую культуру?

      — У Прохорова это описано, мобилизационная схема менеджмента у нас действительно работает. Мы можем сделать что-то очень яркое, необычное и в масштабах, которые поразят весь мир, но мы действительно не очень склонны к регулярной деятельности. Я в этом не вижу ничего особенно плохого, если бы мы были готовы встроиться в международное разделение труда. Для того, чтобы производить все в стране, нужно обладать такими качествами, которыми обладают рисовые культуры (китайская, японская). Но у нас не рисовая культура.

      — На ваш взгляд, чего нам не хватает?

      — Нам не хватает привычки к упорному труду. Китайцы и японцы давно столкнулись с проблемой, что эта рисовая культура, которая в индустриальную эпоху дает колоссальные преимущества, противостоит и мешает креативности. Она приучает к повторению того, к чему мы привыкли на протяжении столетий. Китайцы приезжают к нам учиться креативности, потому что им ее не хватает. Они хотят делать что-то новое, изобретать, а последний раз, когда они что-то изобрели — это были порох и компас много веков назад. Это проблема. Решить эту проблему, не меняя культуры (а я не хочу менять русскую культуру, она меня устраивает и мне нравится) можно только через эффективное разделение труда в глобальном отношении.

      — То есть нужно стать лучшими в своей определенной области и на это делать ставку?

      — Конечно. Мы умеем делать уникальные вещи, так давайте их делать. Тиражировать это позволим китайцам. Что в этом плохого? У нас есть сильная сторона — мы пограничная культура между Востоком и Западом. Еще Александр Блок, когда писал своих «Скифов», сказал: «Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…» Мы понимаем холистическое мышление, свойственное восточным народам, но с другой стороны, мы европейская культура, у нас есть серьезные аналитические традиции и многое другое. Нам нужно использовать это преимущество.

      — Какие ценности в современной деловой культуре в России вы считаете превалирующими?

      — На мой взгляд, система ценностей в российском бизнесе еще не сложилась, потому что бизнесу чуть больше 20 лет. В историческом смысле это — мгновение. Когда общаешься с бизнесменами, сталкиваешься с тем, что многие из них считают, что зарабатывание денег — это и есть главный смысл бизнеса, хотя объясняешь им, что в бизнесе первично создание ценности для потребителя. Это еще не стало доминирующей идеей, которая давно осмыслена и воспринята на Западе. Хотя я знаю таких бизнесменов, которые так и считают и ведут себя на основе этой идеи, но является ли она доминирующей в российском бизнесе — скорее всего нет.

      — Мы видим сегодня две тенденции: осознание собственной идентичности и формирование своей особенности, а с другой стороны стремление к потреблению, гедонизму, к деньгам. После распада Советского Союза эти ценности не были нам так свойственны. Как вы считаете, будет ли изменение ценностей через поколение или национальная идентичность и основные ценности непоколебимы?

      — Я думаю, что изменения будут. Могу сравнить эту ситуацию с маятником. Когда мы жили при социализме и были лишены элементарных удобств и когда оказалось, что можно не иметь туалет на улице, а иметь туалет в доме на даче, это было неким открытием для россиян, что можно ездить не на «Жигулях», которые постоянно ломались, а на нормальной машине, в том числе с автотрансмиссией. Конечно, люди захотели привести свою жизнь в нормальное состояние с точки зрения нормальных бытовых удобств. Я не склонен осуждать за это россиян. Это нормальное желание любого человека. На Западе люди это воспринимают как само собой разумеющееся, а для нас все это было в новинку. Мы увлеклись, и маятник прошел положение равновесия и пошел в другую сторону, в этот консьюмеризм, избыточное потребление, но где-то мы остановимся, маятник пойдет в другую сторону и выровняется. Нормальная ситуация с исторической точки зрения.

      — Что вы можете сказать о русской трудовой мотивации и этике труда? Какова она в России?

      — Слова труд и трудный — однокоренные. Но ведь можно говорить о работе, поэтому труд — это то, что делается без удовольствия, связано с трудностями, а есть работа, которая может доставлять радость. И то, и другое в России существовало всегда. Даже крепостные, когда строили храмы, делали это не из-под палки. Нельзя Храм Покрова на Нерли создать из-под палки. Это можно сделать только тогда, когда тебя это радует, когда ты служишь Богу. А был еще и подневольный труд. И он как был, так и остался сейчас. В России эти вещи сосуществуют — работа и труд. Я думаю, что это сосуществует во всех культурах, пропорции могут быть разные. Что касается этики, то поскольку у нас часто многое отнимали, в России выработалась своеобразная точка зрения, что «от большого немножко, не грабеж, а дележка». От государства что-то себе взять можно, потому что государство с нами себя ведет крайне несправедливо, постоянно меняя правила игры. Но я думаю, что это тоже проблема переходного периода, когда правила не выработаны. Я могу привести много примеров, когда в России этическое поведение приводило к экономической выгоде. Можно привести примеры и доказать, что в России честным быть выгодно.

      — Об этом сегодня мало говорят.

      — Да, совершенно верно. Например, Валерий Кустов, основатель и собственник компании «Эфко», производящей масло «Слобода», никогда никого не «кидал». Ему бельгийская компания, производящая самое высокотехнологическое оборудование предоставила оборудование в виде товарного кредита с отсрочкой платежа на 3 года без банковских гарантий. Это значит, что он получил оборудование на 10 — 11% дешевле, чем мог. И все благодаря его репутации.

      — Как вы считаете, как можно мотивировать россиян на этичное поведение?

      — Этичное поведение должно человеку приносить удовлетворение, либо материальное, либо моральное. Соответствующие ролевые модели должны задавать люди, находящиеся в элите общества.

      — Как вам кажется, можно ли утверждать, что изначально русские люди в силу менталитета и особенностей к какому-то труду больше предрасположены?

      — Думаю, да. Для нас проще изобретательская, не рутинная работа, потому что к рутине русский человек не приспособлен. Как не ехидничают люди про Левшу, что он делал бессмысленную вещь, но русскому человеку это интересно. Запустить первого человека в космос мы можем. У нас есть инновационность. Даже в западных бизнес школах знают, что стандартные кейсы лучше решают американцы, но как только возникает сложная ситуация, то русский студент вам тут же выдаст нестандартное решение. Это наше амплуа.

      — Существует еще такая точка зрения, что русский человек может делать рутинную работу, но ему необходимо понимать смысл того, что он делает. И этот смысл должен быть достаточно высокого уровня.

      — Это правда. Я согласен с этим. Если смысла нет, то он его ищет в водке, глушит себя алкоголем, чтобы каждый раз не упираться в то, что он делает какую-то глупость и бессмыслицу.

      — Как вы считаете, какая система управления наиболее органична нашему менталитету?

      — Такая система, которая позволяет человеку ощущать, что он делает что-то значимое и осмысленное.

      — Как вы считаете, в чем может быть наша сильная сторона, на которую можно сделать ставку?

      — Мы не приемлем мелких совершенствований, если мы что-то делаем, то это глобальное. Это смыкается с идеей о смыслах, в которых нуждается русский человек. Мы должны делать только осмысленную работу, и не поддаваться на попытки вовлечь нас в какое-то рутинное производство, которое не имеет большого смысла.

      — Вы считаете, что перспективы той же системы бережливого производства у нас ограничены?

      — Система бережливого производства — это техника, которая помогает сэкономить людям время, помогает уменьшить потребление материальных ресурсов. Это все осмыслено безотносительно к культуре. Если мы говорим о каких-то духовных ценностях, то забота о будущих поколениях должна нас подвигать к идеям бережливого производства. Что мы после себя оставим? И как много мы оставим ресурсов будущим поколениям? Нельзя жировать за счет будущего.

      — При создании российской модели, которая согласуется с нашими ценностями и менталитетом, и которая позволит нашим компаниям быть эффективными и успешными, что еще необходимо учитывать?

      — Нужно учитывать, что за те десятилетия, которые у нас царил коммунизм, у нас разрушено доверие людей друг к другу, а без доверия серьезный бизнес делается с большим трудом. Нам нужно восстанавливать это товарищество на вере, когда пожатием руки совершались сделки на миллионы рублей и нарушить эти договоренности было нельзя ни при какой погоде, а сейчас даже подписанные договоры мало, что значат. Это приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса и делает бизнес неконкурентоспособным. Поэтому нам нужно не просто модель строить, а восстанавливать это доверие, и тем самым снижать транзакционные издержки. Это повысит нашу конкурентоспособность.

      — На ваш взгляд, как можно вернуть доверие в бизнесе?

      — Государство должно больше доверять своим гражданам, тогда и граждане начнут доверять государству.

      — От бизнеса мало что зависит?

      — Бизнес — часть общества, и общество должно позволить бизнесу вести себя адекватно. Но начать можно тоже с себя. «ОПОРА России», «Деловая Россия» и РСПП создали комиссию по этике. Это правильная попытка.

      — Что бы вы могли посоветовать российским предпринимателям, которые заинтересованы в том, чтобы улучшить уровень мотивации сотрудников и этики в своих коллективах?

      — Не относитесь к своим сотрудникам как к ресурсу, относитесь как к людям и скорее как к партнерам. Русский человек не хочет считать себя ресурсом, чтобы его эксплуатировали, он хочет, чтобы с ним сотрудничали. Нашим лидерам нужно сокращать дистанцию власти. Если ты взял на себя лидерство, ты должен понять, что это дает тебе не привилегии, а наоборот — ответственность. Лидер должен быть старшим партнером.

      Дина Иванова

      Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
      2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1 Москва Москва 117419
      +7 (499) 237-53-49

      Filonovich_portrait.jpgКакие преимущества нашего менталитета мы мало используем? Почему в нас понижена достиженческая мотивация? Чему у нас учатся китайцы? О какой особенности нашего менталитета писал Александр Блок в своем стихотворении «Скифы»? Выгодно ли в России быть честным? Почему нам так важно ощущать, что мы делаем что-то значимое? Как предпринимателям повысить уровень мотивации сотрудников в своих компаниях? Своими рекомендациями с нами делится Сергей Ростиславович Филонович, декан Высшей Школы Менеджмента ВШЭ, профессор Кафедры управления человеческими ресурсами, Член Ученого совета НИУ ВШЭ.

      — Сергей Ростиславович, на ваш взгляд, каковы особенности русского менталитета и какие ключевые ценности в нем присутствуют?

      — Мы научились объединяться в коллективы для блокирования агрессии внешней среды, но внутри этих коллективов русский человек остается сильным индивидуалистом, потому что он понимает, что эта община сама может претендовать на его достижения и результаты. Поэтому эта защита собственной личности является для русского человека едва ли не ключевой задачей. Из-за этого достиженческая мотивация понижена, потому что важно защитить себя, а сумеешь ли ты чего-то достичь в этой среде — это уже второй вопрос для русского человека. Поэтому западные люди, для которых достижение успеха является едва ли не важнейшей целью, удивляются, приезжая в Россию, не обнаруживая такой же мотивации, как у них. Это скорее связано не с менталитетом, а с выработанной историей системой поведения человека, которая как-то ему позволяла выживать.

      — Как вы считаете, как наша национальная культура повлияла на нашу деловую культуру?

      — У Прохорова это описано, мобилизационная схема менеджмента у нас действительно работает. Мы можем сделать что-то очень яркое, необычное и в масштабах, которые поразят весь мир, но мы действительно не очень склонны к регулярной деятельности. Я в этом не вижу ничего особенно плохого, если бы мы были готовы встроиться в международное разделение труда. Для того, чтобы производить все в стране, нужно обладать такими качествами, которыми обладают рисовые культуры (китайская, японская). Но у нас не рисовая культура.

      — На ваш взгляд, чего нам не хватает?

      — Нам не хватает привычки к упорному труду. Китайцы и японцы давно столкнулись с проблемой, что эта рисовая культура, которая в индустриальную эпоху дает колоссальные преимущества, противостоит и мешает креативности. Она приучает к повторению того, к чему мы привыкли на протяжении столетий. Китайцы приезжают к нам учиться креативности, потому что им ее не хватает. Они хотят делать что-то новое, изобретать, а последний раз, когда они что-то изобрели — это были порох и компас много веков назад. Это проблема. Решить эту проблему, не меняя культуры (а я не хочу менять русскую культуру, она меня устраивает и мне нравится) можно только через эффективное разделение труда в глобальном отношении.

      — То есть нужно стать лучшими в своей определенной области и на это делать ставку?

      — Конечно. Мы умеем делать уникальные вещи, так давайте их делать. Тиражировать это позволим китайцам. Что в этом плохого? У нас есть сильная сторона — мы пограничная культура между Востоком и Западом. Еще Александр Блок, когда писал своих «Скифов», сказал: «Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…» Мы понимаем холистическое мышление, свойственное восточным народам, но с другой стороны, мы европейская культура, у нас есть серьезные аналитические традиции и многое другое. Нам нужно использовать это преимущество.

      — Какие ценности в современной деловой культуре в России вы считаете превалирующими?

      — На мой взгляд, система ценностей в российском бизнесе еще не сложилась, потому что бизнесу чуть больше 20 лет. В историческом смысле это — мгновение. Когда общаешься с бизнесменами, сталкиваешься с тем, что многие из них считают, что зарабатывание денег — это и есть главный смысл бизнеса, хотя объясняешь им, что в бизнесе первично создание ценности для потребителя. Это еще не стало доминирующей идеей, которая давно осмыслена и воспринята на Западе. Хотя я знаю таких бизнесменов, которые так и считают и ведут себя на основе этой идеи, но является ли она доминирующей в российском бизнесе — скорее всего нет.

      — Мы видим сегодня две тенденции: осознание собственной идентичности и формирование своей особенности, а с другой стороны стремление к потреблению, гедонизму, к деньгам. После распада Советского Союза эти ценности не были нам так свойственны. Как вы считаете, будет ли изменение ценностей через поколение или национальная идентичность и основные ценности непоколебимы?

      — Я думаю, что изменения будут. Могу сравнить эту ситуацию с маятником. Когда мы жили при социализме и были лишены элементарных удобств и когда оказалось, что можно не иметь туалет на улице, а иметь туалет в доме на даче, это было неким открытием для россиян, что можно ездить не на «Жигулях», которые постоянно ломались, а на нормальной машине, в том числе с автотрансмиссией. Конечно, люди захотели привести свою жизнь в нормальное состояние с точки зрения нормальных бытовых удобств. Я не склонен осуждать за это россиян. Это нормальное желание любого человека. На Западе люди это воспринимают как само собой разумеющееся, а для нас все это было в новинку. Мы увлеклись, и маятник прошел положение равновесия и пошел в другую сторону, в этот консьюмеризм, избыточное потребление, но где-то мы остановимся, маятник пойдет в другую сторону и выровняется. Нормальная ситуация с исторической точки зрения.

      — Что вы можете сказать о русской трудовой мотивации и этике труда? Какова она в России?

      — Слова труд и трудный — однокоренные. Но ведь можно говорить о работе, поэтому труд — это то, что делается без удовольствия, связано с трудностями, а есть работа, которая может доставлять радость. И то, и другое в России существовало всегда. Даже крепостные, когда строили храмы, делали это не из-под палки. Нельзя Храм Покрова на Нерли создать из-под палки. Это можно сделать только тогда, когда тебя это радует, когда ты служишь Богу. А был еще и подневольный труд. И он как был, так и остался сейчас. В России эти вещи сосуществуют — работа и труд. Я думаю, что это сосуществует во всех культурах, пропорции могут быть разные. Что касается этики, то поскольку у нас часто многое отнимали, в России выработалась своеобразная точка зрения, что «от большого немножко, не грабеж, а дележка». От государства что-то себе взять можно, потому что государство с нами себя ведет крайне несправедливо, постоянно меняя правила игры. Но я думаю, что это тоже проблема переходного периода, когда правила не выработаны. Я могу привести много примеров, когда в России этическое поведение приводило к экономической выгоде. Можно привести примеры и доказать, что в России честным быть выгодно.

      — Об этом сегодня мало говорят.

      — Да, совершенно верно. Например, Валерий Кустов, основатель и собственник компании «Эфко», производящей масло «Слобода», никогда никого не «кидал». Ему бельгийская компания, производящая самое высокотехнологическое оборудование предоставила оборудование в виде товарного кредита с отсрочкой платежа на 3 года без банковских гарантий. Это значит, что он получил оборудование на 10 — 11% дешевле, чем мог. И все благодаря его репутации.

      — Как вы считаете, как можно мотивировать россиян на этичное поведение?

      — Этичное поведение должно человеку приносить удовлетворение, либо материальное, либо моральное. Соответствующие ролевые модели должны задавать люди, находящиеся в элите общества.

      — Как вам кажется, можно ли утверждать, что изначально русские люди в силу менталитета и особенностей к какому-то труду больше предрасположены?

      — Думаю, да. Для нас проще изобретательская, не рутинная работа, потому что к рутине русский человек не приспособлен. Как не ехидничают люди про Левшу, что он делал бессмысленную вещь, но русскому человеку это интересно. Запустить первого человека в космос мы можем. У нас есть инновационность. Даже в западных бизнес школах знают, что стандартные кейсы лучше решают американцы, но как только возникает сложная ситуация, то русский студент вам тут же выдаст нестандартное решение. Это наше амплуа.

      — Существует еще такая точка зрения, что русский человек может делать рутинную работу, но ему необходимо понимать смысл того, что он делает. И этот смысл должен быть достаточно высокого уровня.

      — Это правда. Я согласен с этим. Если смысла нет, то он его ищет в водке, глушит себя алкоголем, чтобы каждый раз не упираться в то, что он делает какую-то глупость и бессмыслицу.

      — Как вы считаете, какая система управления наиболее органична нашему менталитету?

      — Такая система, которая позволяет человеку ощущать, что он делает что-то значимое и осмысленное.

      — Как вы считаете, в чем может быть наша сильная сторона, на которую можно сделать ставку?

      — Мы не приемлем мелких совершенствований, если мы что-то делаем, то это глобальное. Это смыкается с идеей о смыслах, в которых нуждается русский человек. Мы должны делать только осмысленную работу, и не поддаваться на попытки вовлечь нас в какое-то рутинное производство, которое не имеет большого смысла.

      — Вы считаете, что перспективы той же системы бережливого производства у нас ограничены?

      — Система бережливого производства — это техника, которая помогает сэкономить людям время, помогает уменьшить потребление материальных ресурсов. Это все осмыслено безотносительно к культуре. Если мы говорим о каких-то духовных ценностях, то забота о будущих поколениях должна нас подвигать к идеям бережливого производства. Что мы после себя оставим? И как много мы оставим ресурсов будущим поколениям? Нельзя жировать за счет будущего.

      — При создании российской модели, которая согласуется с нашими ценностями и менталитетом, и которая позволит нашим компаниям быть эффективными и успешными, что еще необходимо учитывать?

      — Нужно учитывать, что за те десятилетия, которые у нас царил коммунизм, у нас разрушено доверие людей друг к другу, а без доверия серьезный бизнес делается с большим трудом. Нам нужно восстанавливать это товарищество на вере, когда пожатием руки совершались сделки на миллионы рублей и нарушить эти договоренности было нельзя ни при какой погоде, а сейчас даже подписанные договоры мало, что значат. Это приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса и делает бизнес неконкурентоспособным. Поэтому нам нужно не просто модель строить, а восстанавливать это доверие, и тем самым снижать транзакционные издержки. Это повысит нашу конкурентоспособность.

      — На ваш взгляд, как можно вернуть доверие в бизнесе?

      — Государство должно больше доверять своим гражданам, тогда и граждане начнут доверять государству.

      — От бизнеса мало что зависит?

      — Бизнес — часть общества, и общество должно позволить бизнесу вести себя адекватно. Но начать можно тоже с себя. «ОПОРА России», «Деловая Россия» и РСПП создали комиссию по этике. Это правильная попытка.

      — Что бы вы могли посоветовать российским предпринимателям, которые заинтересованы в том, чтобы улучшить уровень мотивации сотрудников и этики в своих коллективах?

      — Не относитесь к своим сотрудникам как к ресурсу, относитесь как к людям и скорее как к партнерам. Русский человек не хочет считать себя ресурсом, чтобы его эксплуатировали, он хочет, чтобы с ним сотрудничали. Нашим лидерам нужно сокращать дистанцию власти. Если ты взял на себя лидерство, ты должен понять, что это дает тебе не привилегии, а наоборот — ответственность. Лидер должен быть старшим партнером.

      Дина Иванова

      • Prev
      • Next
      Это интересно
      • Интервью с главным священником СВО протоиереем Димитрием Василенковым
        Интервью с главным священником СВО протоиереем Димитрием Василенковым
        5 июля 2023
      • Заместитель председателя отдела протоиерей Константин Татаринцев дал интервью корреспонденту журнала «Эксперт» в преддверии Дня защитника Отечества
        Заместитель председателя отдела протоиерей Константин Татаринцев дал интервью корреспонденту журнала «Эксперт» в преддверии Дня защитника Отечества
        24 февраля 2023
      • Чувствуешь страх — начинай молиться. Интервью с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
        Чувствуешь страх — начинай молиться. Интервью с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
        7 февраля 2023
      • Военные священники и «боевые имамы» в зоне СВО
        Военные священники и «боевые имамы» в зоне СВО
        16 января 2023
      • Военный священник рассказал о служении в боевых порядках на спецоперации. «Стал для бойцов по-настоящему отцом»
        Военный священник рассказал о служении в боевых порядках на спецоперации. «Стал для бойцов по-настоящему отцом»
        9 января 2023
      • Руководитель проекта «Киноуроки» Виктор Меркулов: «То, что сейчас снимается для детского воспитательного кино – это капля в море…»
        Руководитель проекта «Киноуроки» Виктор Меркулов: «То, что сейчас снимается для детского воспитательного кино – это капля в море…»
        19 апреля 2022
      • Вера и дело: этика православного предпринимателя. Интервью Владислава Жуковича журналу «СоциоДиггер»
        Вера и дело: этика православного предпринимателя. Интервью Владислава Жуковича журналу «СоциоДиггер»
      • Традиции российского музыкального образования и патриотическое воспитание будущих музыкантов
        Традиции российского музыкального образования и патриотическое воспитание будущих музыкантов
      • Денис фон Мекк: интерес к российской культуре и истории легко сближает людей самых разных возрастов, профессий и национальностей
        Денис фон Мекк: интерес к российской культуре и истории легко сближает людей самых разных возрастов, профессий и национальностей
      • Елена Рожанская: «Не рассказывать о добрых делах – это зло»
        Елена Рожанская: «Не рассказывать о добрых делах – это зло»
      • Владыка Пантелеймон: социальное служение бизнесмена должно идти от души
        Владыка Пантелеймон: социальное служение бизнесмена должно идти от души
      • Игорь Боровиков: «Социальная ответственность должна стать традиционной для бизнеса»
        Игорь Боровиков: «Социальная ответственность должна стать традиционной для бизнеса»
      • Александр Романович Меламуд: «Я считаю, что нет более выгодного положения, чем мои дети, мои внуки будут жить в том обществе, в которое я вложу»
        Александр Романович Меламуд: «Я считаю, что нет более выгодного положения, чем мои дети, мои внуки будут жить в том обществе, в которое я вложу»
      • Юрий Александрович Ефимов: «Всегда ко всем событиям жизни, в том числе в бизнесе нужно подходить с той позиции, что жизнь не прекращается, она бесконечна»
        Юрий Александрович Ефимов: «Всегда ко всем событиям жизни, в том числе в бизнесе нужно подходить с той позиции, что жизнь не прекращается, она бесконечна»
      • Иван Аммосов: «Мы стараемся строить отношения на абсолютно нормальных человеческих ценностях»
        Иван Аммосов: «Мы стараемся строить отношения на абсолютно нормальных человеческих ценностях»
      • Светлана Борисовна Епихина: «Социальная ответственность – это ответственность перед социумом, перед обществом и страной. Это как война и мир: в той транскрипции «мiр» – это мир вокруг нас, именно общество».
        Светлана Борисовна Епихина: «Социальная ответственность – это ответственность перед социумом, перед обществом и страной. Это как война и мир: в той транскрипции «мiр» – это мир вокруг нас, именно общество».
      • Лилия Хуснутдинова: «Руководители в первую очередь должны быть лицом этического кодекса и обязаны его соблюдать на 100%».
        Лилия Хуснутдинова: «Руководители в первую очередь должны быть лицом этического кодекса и обязаны его соблюдать на 100%».
      • Наталья Хозяинова: «Для этих людей это единственная возможность выбраться в поликлинику, в больницу, попасть на прием к врачу, поэтому это очень востребовано»
        Наталья Хозяинова: «Для этих людей это единственная возможность выбраться в поликлинику, в больницу, попасть на прием к врачу, поэтому это очень востребовано»
      • Андрей Мрост: «Основы корпоративной социальной отчетности заложил еще князь Потемкин-таврический, когда выстраивал свои потемкинские деревни».
        Андрей Мрост: «Основы корпоративной социальной отчетности заложил еще князь Потемкин-таврический, когда выстраивал свои потемкинские деревни».
      • Кузьмич Дмитрий Михайлович: «В деле воспитания подрастающего поколения не нужно перекладывать функции на других, делайте всё сами — это самое благодарное дело»
        Кузьмич Дмитрий Михайлович: «В деле воспитания подрастающего поколения не нужно перекладывать функции на других, делайте всё сами — это самое благодарное дело»
      Назад к списку
      • Новости
      • Анонсы
      О Фонде
      Миссия и задачи
      Команда
      Партнеры
      Предпринимательство
      Вводное слово
      Интервью
      Сообщества
      Статьи
      Проекты
      Наследие предпринимателей
      Образование и воспитание
      Здравоохранение
      Просвещение
      Новости
      Анонсы
      Наши контакты

      +7 (499) 237-53-49
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Москва, ул. Донская,
      д. 9, стр.1
      info@deloivera.ru
      © 2025 Все права защищены.