Ольга Черникова: «Валенок – средство коммуникации»
Сегодня мы хотим рассказать об одном необычном проекте — «Мастерской Черниковых». О том, как создавался этот проект, чем он уникален, о ручном труде, валенках, Байкале, китайском чае, еловых коктейлях, а также о наших корнях и традициях мы беседуем с основательницей «Мастерской Черниковых» Ольгой Черниковой.
— Ольга, могли бы Вы рассказать, как Вы начали этот проект, как зародилась эта идея?
— Я как-то поехала к родственникам в Тамбовскую область, было прохладное лето, обула там валенки на босу ногу, стала ходить и поняла, какая это прелесть! Даже не помню, носила ли я валенки в детстве вообще. В них было летом не жарко, а комфортно. Я стала как-то на эту тему размышлять. Всегда любила удивить друзей подарками, сделанными своими руками, и тут подумала, какой хороший подарок — валенки, особенно если на них что-то еще вышить.
— Вы сами стали расшивать эти валенки?
— Да, стала вышивать, дарить, людям нравилось. Параллельно я ходила дома в валенках, обязательно на босу ногу, на себе все это апробировала и вдруг поняла, что больше не хочу с ними расставаться. Вместе с мамой мы занялись этой деятельностью. Мы начали как-то усовершенствовать колодку, вышивку, работать над дизайном валенка. Валенки делали родственники, а мы полностью участвовали в этом процессе с позиции дизайна. Это очень сложный процесс. Мне кажется, что вообще ручной труд — это живой организм. Почему везде ценятся вещи, сделанные руками?
Потому что это особая энергетика, душевное тепло. Потом мы постепенно стали делать подошву. Подруга делала одежду для Покровского собора (Собора Василия Блаженного), а мы делали валенки. Живя в Москве, я даже не знала, что Покровский собор не отапливается. Для работников собора мы сделали валенки с орнаментом. Все были очень рады. Кто бы мог подумать, что я буду делать валенки для главного собора на Красной Площади! Хотелось все время идти вперед. У меня есть такое ощущение, что хочется делать какие-то шаги, чтобы опережать время. Когда мы начинали делать валенки, многие не понимали, смеялись.
— В какие годы Вы начали свой проект?
— В начале 2000-го. Некоторые были в шоке, мнения разделились. Я считаю, чтобы достигнуть успеха, человек должен в этом жить. Валенки — это был не модный сегмент. Надо было об этом узнать все, я проводила исследования на эту тему. Когда я видела, что есть отклик, это мне давало силы. С 2009 года мы делаем цветную подошву, которую запатентовали, есть свои секреты. Чем уникален этот продукт? Многие говорят, что вышитые валенки — это арт-объект, а я считаю, что это прежде всего здоровье, исконно русский наш продукт, который обусловлен местоположением нашей страны, ведь у нас холодно. Помимо того, что он греет, он лечит и очень приятно, что даже выступает таким средством коммуникации. У нас был даже такой слоган: «Валенок — средство коммуникации». Люди дарили валенки друзьям, детям, начальству, и было приятно видеть восторженную реакцию, что каждый подарок имел какую-то обратную связь и отклик. Это было наверное оправдано временем. Мы как-то все отвергли сначала, а потом стали обращаться к своим корням и традициям. Мы внесли в валенок нотки современного и прошлого.
— Насколько я понимаю, в Вашей мастерской вы занимаетесь не только валенками?
— Т. к. валенок имеет сезонный характер, то надо было искать другие возможности заработка, когда сезон прошел. Эта деятельность переросла в бизнес. У меня была большая коллекция старинной одежды, я также коллекционировала Гжель, бересту, предметы быта, и постепенно это вылилось в новое направление. Мы стали делать подушки с гречихой, лавандой, варить варенье, стали одежду шить. У меня накоплено много старинных тканей, в том числе из конопли, очень прочные, экологически чистые, раны заживляющие, холод держат. Мы стали делать из них полотенца, подарки. Уже получилась целая мастерская, которая делает очень много. Мы долго сидели в помещении на часовом заводе, даже участвовали в программе Правительства Москвы «Ночь музеев», к нам приходили, как в музей. У нас с детства ощущение музея, в котором ничего нельзя трогать, а у нас наоборот, все можно было потрогать, померять. Было замечательно. Через какое-то время в Новоспасском монастыре появился интерактивный музей. У нас там погреб и такое музейное пространство, где можно все посмотреть, потрогать, примерить. Мы проводим там мастер-классы по хлебу, рассказываем, как делать еловый коктейль, солить капусту, квасить огурцы.
— Еловый коктейль — это какие-то старинные рецепты?
— Нет, это наша находка, мы сами его придумали. Недавно я смотрела исторический фильм, и видела, что люди, оказываясь в экстремальных условиях, ели еловые веточки и этим спасались. Ель — это иммунитет, здоровье. Смешав с водой, медом и лимоном, мы получили такой хороший напиток, который заменил бы и потеснил бы какие-то напитки (понятно, мы на «Кока Колу» не претендуем — как можно сломить такой бренд!), но это может быть как квас — продукт нашей природы.
— Что еще Вы предлагаете своим посетителям?
— Мы проводим детские мастер-классы по работе с войлоком, рисованию на деревянных предметах и многое другое. У нас там красивый погреб, где много варений и солений, показано, как это все хранили. Это может быть интересно и детям, и взрослым — кто-то вспомнит детство, кто-точто-то новое узнает.
— Почему Вы занимаетесь именно этим делом?
— Мне кажется, что всегда нужно находить такое дело, которое поможет сохранить гармонию внутри. Надо любить людей, жизнь и пытаться приспосабливаться к тем условиям, которые есть. Я человек уже взрослый, и жила при другом нашем строе, но мне очень удивительно, что есть люди, удивляющиеся обычным вещам — красоте, которая есть вокруг нас, которая есть в нашей природе! Мне кажется, что нам начать надо каждому с себя. У нас огромная страна, столько всего красивого. У нас не хватает сервиса, может быть не везде чисто, аккуратно и приветливо, но если мы не начнем ездить по стране, то это никогда не сдвинется.
— Как Вы считаете, в чем социальная миссия Вашего проекта?
— В образе жизни, в том, что мы одной рукой зарабатываем, другой вкладываем в развитие именно визуальной картинки. У нас есть огромная коллекция того, что мы не продаем — например, старинных рушников, которые мы стали оформлять в багеты. Есть уникальные вещи. Мы много делаем для выставочного пространства. Мы вкладываем в пополнение коллекций, мастер-классы, благотворительные вещи, оформление пространства везде, где мы находимся.
Мастер-классы, общение — это самое главное, без традиций и культуры страна умирает. Их надо возрождать, о них надо рассказывать. Мы много внимания уделяем чаю, мы даже придумали такие русские чайные церемонии. У большинства людей представление такое, что если травы, то это травы из аптеки. Почему-то Китай красиво из этого придумал картинку, весь мир пьет китайский чай, например, все пьют молочный улунг, а это на самом деле химия чистой воды! 2 года подряд я была на конференциях в Китае и тот чай, который продается у нас в магазинах, совершенно не тот, который мы покупали в Китае у маленьких производителей. Можно спокойно пить чай с листьями черной смородины, можжевельником, малиной, и липой. И мы тоже можем рассказывать, как все это красиво и как чудесно пахнет, из этого тоже можно делать целую историю. Это тоже наша культура, которая нас объединяет. Например, земляника, которая не сравнится ни с каким запахом!
Я в свое время была на Байкале и всем очень советую хоть раз в жизни там побывать. Это дорогое удовольствие и даже какой-то экстрим, но когда ты видишь эти краски, эту воду, которую можно пить, нерп, потрясающую рыбу — это невозможно описать, тебя переполняет гордость! Ты понимаешь, что у нас такая огромная и потрясающая страна. Когда я приехала на Байкал и стала собирать травы, надо мной все подшучивали. Мы каждый вечер заваривали чай. Потом каждая семья увезла с собой байкальские травы. Для меня это была маленькая победа, потому что я всех заразила этим. Чабрец байкальский и подмосковный — это совершенно разные вещи. Такого запаха, как у дикой малины и черной смородины, я не встречала больше нигде. Мне кажется, нам надо об этом говорить.
— В чем Вы видите выход для России как страны в целом?
— Сейчас настало время, когда мы должны возвращаться обратно, вспоминать наши корни, истоки, кто где родился, кто что ел, сеял, выращивал, чьи родители что делали, у кого какие корни были. Когда я была маленькая, было все ясно — пионер, комсомол и пр. Когда я первый раз поехала за границу, всегда с гордостью говорила о России. Мы пьем чай с травами, едим мед с облепихой — это тоже культура, о которой мы можем говорить немцам, англичанам, китайцам, кому угодно. Можем рассказывать, какая у нас есть красивая роспись. У нас есть очень много традиций, чем мы можем гордиться, огромный пласт культуры, который многонационален, мы все каким-то образом общались, уживались, дружили, были одной большой страной. Мне хотелось бы, чтобы у нас было объединение всего, но прежде всего через культуру. Как раньше было? Все собирали ягоды на участке, потом вместе варили варенье — было объединение людей, семьи, друзей. Почему мы должны есть соленые огурцы производства Китая или Вьетнама? Нам надо рассказывать, какие у нас замечательные квашеные яблоки, помидоры, как хранить бруснику и клюкву, ведь можно просто лечиться народными способами! Молодежь должна это знать. Наверное здесь важна традиция и воспитание семьи, духовности. Мы должны это развивать и ценить, а у нас пропадают сорта капусты, картофеля, замещаются импортными сортами. Есть хорошая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Нам тоже надо стараться пригодиться там, где мы родились и быть всем поближе к земле, это бы многое изменило. Конечно, никуда не деться от интернета, планшетов, телефонов, соц.сетей. Тем не менее, когда ты испек для своей семьи хлеб, сварил варенье — от этого совсем другой отклик! У нас много хороших традиций, старых проверенных рецептов. Была подмена ценностей — например, валенки было немодно носить, но эта ситуация тоже меняется, и мы рады участвовать в этом процессе. Надо быть ближе к нашему родному, в чем мы выросли, попытаться взять из прошлого все самое хорошее и каким-то образом сочетать это с современным. Это как раз то, что мы и стараемся делать в своей Мастерской. Сочетание современного и прошлого дает такой хороший резонанс, живой и теплый. Только зная и любя свои корни, у нас есть будущее.
Материал подготовила Иванова Дина.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
Сегодня мы хотим рассказать об одном необычном проекте — «Мастерской Черниковых». О том, как создавался этот проект, чем он уникален, о ручном труде, валенках, Байкале, китайском чае, еловых коктейлях, а также о наших корнях и традициях мы беседуем с основательницей «Мастерской Черниковых» Ольгой Черниковой.
— Ольга, могли бы Вы рассказать, как Вы начали этот проект, как зародилась эта идея?
— Я как-то поехала к родственникам в Тамбовскую область, было прохладное лето, обула там валенки на босу ногу, стала ходить и поняла, какая это прелесть! Даже не помню, носила ли я валенки в детстве вообще. В них было летом не жарко, а комфортно. Я стала как-то на эту тему размышлять. Всегда любила удивить друзей подарками, сделанными своими руками, и тут подумала, какой хороший подарок — валенки, особенно если на них что-то еще вышить.
— Вы сами стали расшивать эти валенки?
— Да, стала вышивать, дарить, людям нравилось. Параллельно я ходила дома в валенках, обязательно на босу ногу, на себе все это апробировала и вдруг поняла, что больше не хочу с ними расставаться. Вместе с мамой мы занялись этой деятельностью. Мы начали как-то усовершенствовать колодку, вышивку, работать над дизайном валенка. Валенки делали родственники, а мы полностью участвовали в этом процессе с позиции дизайна. Это очень сложный процесс. Мне кажется, что вообще ручной труд — это живой организм. Почему везде ценятся вещи, сделанные руками?
Потому что это особая энергетика, душевное тепло. Потом мы постепенно стали делать подошву. Подруга делала одежду для Покровского собора (Собора Василия Блаженного), а мы делали валенки. Живя в Москве, я даже не знала, что Покровский собор не отапливается. Для работников собора мы сделали валенки с орнаментом. Все были очень рады. Кто бы мог подумать, что я буду делать валенки для главного собора на Красной Площади! Хотелось все время идти вперед. У меня есть такое ощущение, что хочется делать какие-то шаги, чтобы опережать время. Когда мы начинали делать валенки, многие не понимали, смеялись.
— В какие годы Вы начали свой проект?
— В начале 2000-го. Некоторые были в шоке, мнения разделились. Я считаю, чтобы достигнуть успеха, человек должен в этом жить. Валенки — это был не модный сегмент. Надо было об этом узнать все, я проводила исследования на эту тему. Когда я видела, что есть отклик, это мне давало силы. С 2009 года мы делаем цветную подошву, которую запатентовали, есть свои секреты. Чем уникален этот продукт? Многие говорят, что вышитые валенки — это арт-объект, а я считаю, что это прежде всего здоровье, исконно русский наш продукт, который обусловлен местоположением нашей страны, ведь у нас холодно. Помимо того, что он греет, он лечит и очень приятно, что даже выступает таким средством коммуникации. У нас был даже такой слоган: «Валенок — средство коммуникации». Люди дарили валенки друзьям, детям, начальству, и было приятно видеть восторженную реакцию, что каждый подарок имел какую-то обратную связь и отклик. Это было наверное оправдано временем. Мы как-то все отвергли сначала, а потом стали обращаться к своим корням и традициям. Мы внесли в валенок нотки современного и прошлого.
— Насколько я понимаю, в Вашей мастерской вы занимаетесь не только валенками?
— Т. к. валенок имеет сезонный характер, то надо было искать другие возможности заработка, когда сезон прошел. Эта деятельность переросла в бизнес. У меня была большая коллекция старинной одежды, я также коллекционировала Гжель, бересту, предметы быта, и постепенно это вылилось в новое направление. Мы стали делать подушки с гречихой, лавандой, варить варенье, стали одежду шить. У меня накоплено много старинных тканей, в том числе из конопли, очень прочные, экологически чистые, раны заживляющие, холод держат. Мы стали делать из них полотенца, подарки. Уже получилась целая мастерская, которая делает очень много. Мы долго сидели в помещении на часовом заводе, даже участвовали в программе Правительства Москвы «Ночь музеев», к нам приходили, как в музей. У нас с детства ощущение музея, в котором ничего нельзя трогать, а у нас наоборот, все можно было потрогать, померять. Было замечательно. Через какое-то время в Новоспасском монастыре появился интерактивный музей. У нас там погреб и такое музейное пространство, где можно все посмотреть, потрогать, примерить. Мы проводим там мастер-классы по хлебу, рассказываем, как делать еловый коктейль, солить капусту, квасить огурцы.
— Еловый коктейль — это какие-то старинные рецепты?
— Нет, это наша находка, мы сами его придумали. Недавно я смотрела исторический фильм, и видела, что люди, оказываясь в экстремальных условиях, ели еловые веточки и этим спасались. Ель — это иммунитет, здоровье. Смешав с водой, медом и лимоном, мы получили такой хороший напиток, который заменил бы и потеснил бы какие-то напитки (понятно, мы на «Кока Колу» не претендуем — как можно сломить такой бренд!), но это может быть как квас — продукт нашей природы.
— Что еще Вы предлагаете своим посетителям?
— Мы проводим детские мастер-классы по работе с войлоком, рисованию на деревянных предметах и многое другое. У нас там красивый погреб, где много варений и солений, показано, как это все хранили. Это может быть интересно и детям, и взрослым — кто-то вспомнит детство, кто-точто-то новое узнает.
— Почему Вы занимаетесь именно этим делом?
— Мне кажется, что всегда нужно находить такое дело, которое поможет сохранить гармонию внутри. Надо любить людей, жизнь и пытаться приспосабливаться к тем условиям, которые есть. Я человек уже взрослый, и жила при другом нашем строе, но мне очень удивительно, что есть люди, удивляющиеся обычным вещам — красоте, которая есть вокруг нас, которая есть в нашей природе! Мне кажется, что нам начать надо каждому с себя. У нас огромная страна, столько всего красивого. У нас не хватает сервиса, может быть не везде чисто, аккуратно и приветливо, но если мы не начнем ездить по стране, то это никогда не сдвинется.
— Как Вы считаете, в чем социальная миссия Вашего проекта?
— В образе жизни, в том, что мы одной рукой зарабатываем, другой вкладываем в развитие именно визуальной картинки. У нас есть огромная коллекция того, что мы не продаем — например, старинных рушников, которые мы стали оформлять в багеты. Есть уникальные вещи. Мы много делаем для выставочного пространства. Мы вкладываем в пополнение коллекций, мастер-классы, благотворительные вещи, оформление пространства везде, где мы находимся.
Мастер-классы, общение — это самое главное, без традиций и культуры страна умирает. Их надо возрождать, о них надо рассказывать. Мы много внимания уделяем чаю, мы даже придумали такие русские чайные церемонии. У большинства людей представление такое, что если травы, то это травы из аптеки. Почему-то Китай красиво из этого придумал картинку, весь мир пьет китайский чай, например, все пьют молочный улунг, а это на самом деле химия чистой воды! 2 года подряд я была на конференциях в Китае и тот чай, который продается у нас в магазинах, совершенно не тот, который мы покупали в Китае у маленьких производителей. Можно спокойно пить чай с листьями черной смородины, можжевельником, малиной, и липой. И мы тоже можем рассказывать, как все это красиво и как чудесно пахнет, из этого тоже можно делать целую историю. Это тоже наша культура, которая нас объединяет. Например, земляника, которая не сравнится ни с каким запахом!
Я в свое время была на Байкале и всем очень советую хоть раз в жизни там побывать. Это дорогое удовольствие и даже какой-то экстрим, но когда ты видишь эти краски, эту воду, которую можно пить, нерп, потрясающую рыбу — это невозможно описать, тебя переполняет гордость! Ты понимаешь, что у нас такая огромная и потрясающая страна. Когда я приехала на Байкал и стала собирать травы, надо мной все подшучивали. Мы каждый вечер заваривали чай. Потом каждая семья увезла с собой байкальские травы. Для меня это была маленькая победа, потому что я всех заразила этим. Чабрец байкальский и подмосковный — это совершенно разные вещи. Такого запаха, как у дикой малины и черной смородины, я не встречала больше нигде. Мне кажется, нам надо об этом говорить.
— В чем Вы видите выход для России как страны в целом?
— Сейчас настало время, когда мы должны возвращаться обратно, вспоминать наши корни, истоки, кто где родился, кто что ел, сеял, выращивал, чьи родители что делали, у кого какие корни были. Когда я была маленькая, было все ясно — пионер, комсомол и пр. Когда я первый раз поехала за границу, всегда с гордостью говорила о России. Мы пьем чай с травами, едим мед с облепихой — это тоже культура, о которой мы можем говорить немцам, англичанам, китайцам, кому угодно. Можем рассказывать, какая у нас есть красивая роспись. У нас есть очень много традиций, чем мы можем гордиться, огромный пласт культуры, который многонационален, мы все каким-то образом общались, уживались, дружили, были одной большой страной. Мне хотелось бы, чтобы у нас было объединение всего, но прежде всего через культуру. Как раньше было? Все собирали ягоды на участке, потом вместе варили варенье — было объединение людей, семьи, друзей. Почему мы должны есть соленые огурцы производства Китая или Вьетнама? Нам надо рассказывать, какие у нас замечательные квашеные яблоки, помидоры, как хранить бруснику и клюкву, ведь можно просто лечиться народными способами! Молодежь должна это знать. Наверное здесь важна традиция и воспитание семьи, духовности. Мы должны это развивать и ценить, а у нас пропадают сорта капусты, картофеля, замещаются импортными сортами. Есть хорошая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Нам тоже надо стараться пригодиться там, где мы родились и быть всем поближе к земле, это бы многое изменило. Конечно, никуда не деться от интернета, планшетов, телефонов, соц.сетей. Тем не менее, когда ты испек для своей семьи хлеб, сварил варенье — от этого совсем другой отклик! У нас много хороших традиций, старых проверенных рецептов. Была подмена ценностей — например, валенки было немодно носить, но эта ситуация тоже меняется, и мы рады участвовать в этом процессе. Надо быть ближе к нашему родному, в чем мы выросли, попытаться взять из прошлого все самое хорошее и каким-то образом сочетать это с современным. Это как раз то, что мы и стараемся делать в своей Мастерской. Сочетание современного и прошлого дает такой хороший резонанс, живой и теплый. Только зная и любя свои корни, у нас есть будущее.