Елена Анатольевна Аксенова, «РУСГИДРО»: «Профессиональные ценности неотделимы от духовно-нравственных ценностей»
О социальной миссии компании, сотрудничестве с Кафедрой Теологии Рязанского Государственного Университета и курсе духовно-нравственного развития для молодежи мы беседуем с Еленой Анатольевной Аксеновой, директором Корпоративного Университета компании «РусГидро», кандидатом психологических наук.
Елена Анатольевна, как Вам кажется, что в реальной деятельности компании является движущей силой на сегодняшний день?
Мне кажется, что здесь есть особое понимание своей миссии — энергетика, гидроэнергетика. Мы вышли на рекордную выработку в прошлом году. На мой взгляд, это является движущей силой, а уже вслед за этим безопасность, поддержание достаточно высокого уровня социальной поддержки, инфраструктур в наших регионах и т. д. Для нас это очень важно.
Во-вторых, мы все-таки государственная компания, вернее сказать, компания с большой долей государственного капитала. Мы воспринимаем себя государственными людьми, если можно так сказать. Поэтому решения, которые принимаются руководством, исходят из того, что мы все-таки социально ответственная компания, за нами очень большие тылы. Мы не чисто коммерческая структура «купили — продали». Мы — большая производственная государственная компания.
Можете ли Вы выделить в ценностях своей компании какую-либо добродетель, которая может стать такой движущей силой?
Я бы сказала, фундаментальность и социальная ориентация. Видимо, в энергетике это было изначально, потому что энергетика — она, как правило, создавалась в очень неустроенных регионах. Даже если посмотреть на наш поселок Черемушки на Саянах, это по-хорошему, город будущего. Стоит он в прекрасном месте с отличной экологией, и все, что необходимо для хорошей жизни, там есть. И вот это желание сделать мир вокруг себя благоустроенным, комфортным, создать защищенность, стабильность, оно есть в компании.
И в том числе все наши социальные проекты, начиная от коллективного договора, с большим количеством разных социальных льгот и с ипотечными программами, и заканчивая нашей программой помощи воспитанникам детских домов. Эта тема сейчас вышла на государственный уровень, а для нас эта тема очень важная, т. к. у нас практически каждый филиал работает с детским домом, оказывает регулярно как материальную поддержку, так и помощь, направленную на успешную социализацию и адаптацию Это тоже говорит о том, что у компании такая взрослая, даже отеческая позиция государства. Это главная движущая сила, потому что она является базой очень многих решений.
Это очень важно сегодня, тем более, что такая крупная компания, как Ваша, действительно может менять мир к лучшему…
Мы, конечно, поменьше, чем многие другие компании в секторе ТЭК по количеству сотрудников.
А сколько сотрудников работает в «РусГидро»?
Если брать нас как группу РусГидро, включая РАО ЕЭС Востока, то сейчас более 80 тыс. человек, а если взять непосредственно РусГидро без дочерних компаний, то существенно меньше — около 6 тыс. человек. РАО ЕЭС Востока — это не гидроэнергетики, но тоже энергетики. Мы сейчас с ними начинаем очень плотно взаимодействовать, потому что на востоке еще сложнее ситуация, долгое время вся энергетическая структура не поддерживалась, сейчас выделены специальные средства на строительство новых теплостанций, реконструкцию, социальную поддержку.
Насколько мне известно, компания «РусГидро» сотрудничает с Кафедрой Теологии Рязанского Университета. Могли бы Вы подробнее рассказать об этом сотрудничестве?
Да, мы действительно активно взаимодействуем с Кафедрой Теологии Рязанского Государственного Университета им. С. А. Есенина, с иеромонахом Лукой (Степановым) и его специалистами. Работа эта идет с конца 2010 года.
В нашем сотрудничестве можно выделить несколько направлений. Первое — это социологические исследования, которые специалисты кафедры, в том числе социологи, проводят в регионах присутствия компании. Они в основном направлены на выявление структуры мотивации, представление людей о будущем, удовлетворенность своим положением, бытом, перспективами.
Впервые это было проведено на Саянах. Через год после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС нам было важно посмотреть, как изменилась атмосфера в поселке. Потом мы провели такие же исследования в других филиалах: Зейской, Бурейской, Жигулевской, Богучанской ГЭС. Как правило, поселки гидроэнергетиков достаточно компактные, удаленные, и конечно, ситуация, которая там складывается, очень важна для компании, как с точки зрения понимания актуальных проблем, так и с точки зрения разработки перспективных программ, и в целом для работы с персоналом.
Второе направление, по которомоу мы взаимодействуем, это работа с молодежью, подрастающим поколением. Здесь очень серьезно развернута программа ранней профессионализации. Мы занимаемся вопросами вовлечения ребят в инженерную профессию на достаточно ранних этапах, буквально с младшей школы. Разработаны разные методические материалы, для учителей школ изданы две книги по истории инженерной мысли в России и в СССР, которые также готовили специалисты Рязанского Университета. И духовно-нравственное воспитание молодежи здесь играет немаловажную роль, потому что понятно, что профессиональная этика во многом связана с общечеловеческой этикой, формирование профессионала связано с формированием определенной структуры ценностей. Помимо этого специалисты кафедры теологии активно участвуют в наших молодёжных образовательных проектах, таких как Летняя энергетическая школа, например. В рамках школы школьники с большим интересом слушают лекции по основам инженерной культуры и активно участвуют в духовно-нравственных беседах с иеромонахом Лукой.
Третье направление нашего сотрудничества связано с работой с нашими сотрудниками на разных филиалах. Это направление сейчас только формируется, и мы планируем сделать его более системным и долгосрочным. Это разъяснительная работа, образовательная, с точки зрения понимания людьми основ религиозной культуры, разных систем. Учитывая то, что у нас многонациональная компания и люди придерживаются разных конфессий, сейчас мы обсуждаем план мероприятий, которые бы позволяли проводить такую образовательно-разъяснительную работу по основным вопросам религии, теологии, в том числе с учетом разных праздничных дат, которые предстоят и с учетом тех проблем, которые волнуют людей.
Вы упомянули о курсе духовно-нравственного воспитания. Существует какое-то учебное пособие по этому курсу?
Как такового учебного пособия сейчас пока нет, хотя мы эту тему поднимаем и будем дальше продолжать. Мы разработали свое пособие для учителей школ, здесь есть материалы по разным школьным предметам, и специалисты Рязанского Университета писали в том числе тему по истории (образ воды в православной культуре, историю освоения людьми воды и т. д.). Мы сейчас обсуждаем, что такое же пособие нужно подготовить для учителей, которые ведут курс «Основы православной культуры и религиозной этики «. Вместе со специалистами кафедры теологии мы провели несколько семинаров в форме повышения квалификации для педагогов школ в Амурской области и на Саянах по преподаванию данного курса.
Кроме того, мы сейчас готовим следующее издание серии книг. Первое издание было посвящено истории Российской инженерной мысли, мы там рассматривали достижения русских инженеров, начиная с домонгольских времен. Вторая книга рассказывает о достижениях инженерной мысли в советское время. Следующее издание будет посвящено конкретно гидроэнергетике.
Поэтому если говорить о развитии нашего взаимодействия с теологами Рязанского Университета, то это будет, во-первых, пособие, и возможно, мы выйдем на формат таких открытых лекториев, которые мы уже делаем по гидроэнергетике и ВИЭ в наших поселках. Есть идеи сделать такие же лектории по теологии, религиозной культуре и т. д. Второе, это будет более системная, планомерная работа по просвещению. Возможно, мы будем делать что-то в рамках нашей газеты.
Елена Анатольевна, откуда родилась идея ввести основы духовно-нравственного воспитания и развития в учебный процесс?
Когда мы стали размышлять, как готовить ребят к выбору профессии, к инженерной профессии, в частности, к энергетике и гидроэнергетике, мы рассматривали весь процесс не только образования, но и воспитания. Соответственно, тема формирования личности вышла на первый план, потому что хороший профессионал — это в первую очередь личность, которая существует в рамках определенной структуры ценностей, может отрефлексировать свою деятельность, понять выборы, которые перед ним стоят. Поэтому это вполне закономерный вопрос.
Рязанская кафедра подключилась к сотрудничеству с нами в 2010 году, когда мы очень активно работали над преодолением последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и в том числе работали с семьями погибших и пострадавших. У нас была развернута очень серьезная психологическая помощь, но ведь всегда лучше пользоваться разными инструментами. Поэтому духовная поддержка помогла очень многим.
Кроме того, у нас есть профессиональное сообщество достаточно пожилых людей в наших поселках, бывших гидроэнергетиков, общества ветеранов и т. д. Им тоже это бывает очень полезным, потому что происходит переоценка ценностей, и если в молодом возрасте об этом в меньшей степени думали, то в более пожилом возрасте люди начинают интересоваться и, может быть, больше внимания уделять религии. Такая экспертная поддержка здесь бывает очень полезной.
Скажите, как люди реагировали на участие кафедры теологии, какова была реакция сотрудников?
Вы знаете, очень по-разному. От очень настороженно, где в ряде школ в некоторых регионах очень жесткие указания со стороны Министерства Образования, до, наоборот, очень позитивных, где кто-то из преподавателей или руководства сами этим интересуется. Мы предварительно связываемся с управлениями, Министерством Образования, просим организовать встречу, поясняем, что мы хотим. Речь не идет о религизации, а речь идет о том, чтобы и учителя, и родители, и дети задумались о том, что есть определенный пласт культуры, с которым надо познакомиться и сформировать свою позицию.
Но я хочу подчеркнуть, что мы не занимаемся религиозным образованием, мы занимаемся обсуждением духовно-нравственной сферы воспитания, она вообщем-то для всех важна. Профессиональные ценности неотделимы от духовно-нравственных ценностей.
Можно сказать, что сегодня ведется активная работа именно с подрастающим поколением, с молодыми специалистами. А существуют ли какие-то программы, направленные на сотрудников компании?
В большей степени с подрастающим поколением, но и с существующими сотрудниками компании тоже эта тема поднимается. Мы направляем наших коллег из Рязани в том числе в наши филиалы. Когда они проводят социологические исследования, образовательные программы, они встречаются и с действующими работниками, и с ветеранами, обсуждают, помогают, советуют с точки зрения формирования духовно-нравственной сферы. С некоторыми руководителями обсуждаем мероприятия и праздники.
Вы смогли увидеть какой-то позитивный отклик от участия специалистов Рязанского Университета, от работы над духовно-нравственным развитием или пока сложно оценить эффективность такой работы?
Эффективность такой работы с одной стороны, сразу заметна, а с другой стороны, она очень долгосрочна. В частности, издание книг по инженерной мысли — это очень понятный, позитивный эффект, потому что все отметили, что книги, во-первых, красивые, во-вторых, очень интересные и, в-третьих, с точки зрения формирования мировоззрения молодежи, очень полезные. Ведь зачастую наши дети не знают, что наша инженерная мысль находилась на таком высоком уровне и нам действительно есть, чем гордиться.
С другой стороны, процессы, связанные с Основами религиозных культур и погружением в Православие, они более длительные, и конечно, там даже за 2 года мы вряд ли можем что-то увидеть. Я знаю, что некоторые люди даже после этого приняли Крещение, некоторые стали больше этим интересоваться, а кто-то нашел ответы на вопросы общения со своими детьми.
Существует в компании какая-то программа по Этике, какой-то Кодекс поведения, целенаправленные этические программы?
Да, у нас есть Кодекс корпоративной этики, он утвержден и опубликован, его можно найти на нашем сайте. С точки зрения таких событий, это наверное пока все. Мы обсуждали, что можно было бы продолжить работу и провести обсуждения управленческого кодекса, принципов принятия управленческих решений, но пока мы так глубоко не пошли, потому что это действительно очень многообразная и серьезная тема, к которой надо хорошо подготовиться.
Материал подготовила Иванова Д.А.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
О социальной миссии компании, сотрудничестве с Кафедрой Теологии Рязанского Государственного Университета и курсе духовно-нравственного развития для молодежи мы беседуем с Еленой Анатольевной Аксеновой, директором Корпоративного Университета компании «РусГидро», кандидатом психологических наук.
Елена Анатольевна, как Вам кажется, что в реальной деятельности компании является движущей силой на сегодняшний день?
Мне кажется, что здесь есть особое понимание своей миссии — энергетика, гидроэнергетика. Мы вышли на рекордную выработку в прошлом году. На мой взгляд, это является движущей силой, а уже вслед за этим безопасность, поддержание достаточно высокого уровня социальной поддержки, инфраструктур в наших регионах и т. д. Для нас это очень важно.
Во-вторых, мы все-таки государственная компания, вернее сказать, компания с большой долей государственного капитала. Мы воспринимаем себя государственными людьми, если можно так сказать. Поэтому решения, которые принимаются руководством, исходят из того, что мы все-таки социально ответственная компания, за нами очень большие тылы. Мы не чисто коммерческая структура «купили — продали». Мы — большая производственная государственная компания.
Можете ли Вы выделить в ценностях своей компании какую-либо добродетель, которая может стать такой движущей силой?
Я бы сказала, фундаментальность и социальная ориентация. Видимо, в энергетике это было изначально, потому что энергетика — она, как правило, создавалась в очень неустроенных регионах. Даже если посмотреть на наш поселок Черемушки на Саянах, это по-хорошему, город будущего. Стоит он в прекрасном месте с отличной экологией, и все, что необходимо для хорошей жизни, там есть. И вот это желание сделать мир вокруг себя благоустроенным, комфортным, создать защищенность, стабильность, оно есть в компании.
И в том числе все наши социальные проекты, начиная от коллективного договора, с большим количеством разных социальных льгот и с ипотечными программами, и заканчивая нашей программой помощи воспитанникам детских домов. Эта тема сейчас вышла на государственный уровень, а для нас эта тема очень важная, т. к. у нас практически каждый филиал работает с детским домом, оказывает регулярно как материальную поддержку, так и помощь, направленную на успешную социализацию и адаптацию Это тоже говорит о том, что у компании такая взрослая, даже отеческая позиция государства. Это главная движущая сила, потому что она является базой очень многих решений.
Это очень важно сегодня, тем более, что такая крупная компания, как Ваша, действительно может менять мир к лучшему…
Мы, конечно, поменьше, чем многие другие компании в секторе ТЭК по количеству сотрудников.
А сколько сотрудников работает в «РусГидро»?
Если брать нас как группу РусГидро, включая РАО ЕЭС Востока, то сейчас более 80 тыс. человек, а если взять непосредственно РусГидро без дочерних компаний, то существенно меньше — около 6 тыс. человек. РАО ЕЭС Востока — это не гидроэнергетики, но тоже энергетики. Мы сейчас с ними начинаем очень плотно взаимодействовать, потому что на востоке еще сложнее ситуация, долгое время вся энергетическая структура не поддерживалась, сейчас выделены специальные средства на строительство новых теплостанций, реконструкцию, социальную поддержку.
Насколько мне известно, компания «РусГидро» сотрудничает с Кафедрой Теологии Рязанского Университета. Могли бы Вы подробнее рассказать об этом сотрудничестве?
Да, мы действительно активно взаимодействуем с Кафедрой Теологии Рязанского Государственного Университета им. С. А. Есенина, с иеромонахом Лукой (Степановым) и его специалистами. Работа эта идет с конца 2010 года.
В нашем сотрудничестве можно выделить несколько направлений. Первое — это социологические исследования, которые специалисты кафедры, в том числе социологи, проводят в регионах присутствия компании. Они в основном направлены на выявление структуры мотивации, представление людей о будущем, удовлетворенность своим положением, бытом, перспективами.
Впервые это было проведено на Саянах. Через год после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС нам было важно посмотреть, как изменилась атмосфера в поселке. Потом мы провели такие же исследования в других филиалах: Зейской, Бурейской, Жигулевской, Богучанской ГЭС. Как правило, поселки гидроэнергетиков достаточно компактные, удаленные, и конечно, ситуация, которая там складывается, очень важна для компании, как с точки зрения понимания актуальных проблем, так и с точки зрения разработки перспективных программ, и в целом для работы с персоналом.
Второе направление, по которомоу мы взаимодействуем, это работа с молодежью, подрастающим поколением. Здесь очень серьезно развернута программа ранней профессионализации. Мы занимаемся вопросами вовлечения ребят в инженерную профессию на достаточно ранних этапах, буквально с младшей школы. Разработаны разные методические материалы, для учителей школ изданы две книги по истории инженерной мысли в России и в СССР, которые также готовили специалисты Рязанского Университета. И духовно-нравственное воспитание молодежи здесь играет немаловажную роль, потому что понятно, что профессиональная этика во многом связана с общечеловеческой этикой, формирование профессионала связано с формированием определенной структуры ценностей. Помимо этого специалисты кафедры теологии активно участвуют в наших молодёжных образовательных проектах, таких как Летняя энергетическая школа, например. В рамках школы школьники с большим интересом слушают лекции по основам инженерной культуры и активно участвуют в духовно-нравственных беседах с иеромонахом Лукой.
Третье направление нашего сотрудничества связано с работой с нашими сотрудниками на разных филиалах. Это направление сейчас только формируется, и мы планируем сделать его более системным и долгосрочным. Это разъяснительная работа, образовательная, с точки зрения понимания людьми основ религиозной культуры, разных систем. Учитывая то, что у нас многонациональная компания и люди придерживаются разных конфессий, сейчас мы обсуждаем план мероприятий, которые бы позволяли проводить такую образовательно-разъяснительную работу по основным вопросам религии, теологии, в том числе с учетом разных праздничных дат, которые предстоят и с учетом тех проблем, которые волнуют людей.
Вы упомянули о курсе духовно-нравственного воспитания. Существует какое-то учебное пособие по этому курсу?
Как такового учебного пособия сейчас пока нет, хотя мы эту тему поднимаем и будем дальше продолжать. Мы разработали свое пособие для учителей школ, здесь есть материалы по разным школьным предметам, и специалисты Рязанского Университета писали в том числе тему по истории (образ воды в православной культуре, историю освоения людьми воды и т. д.). Мы сейчас обсуждаем, что такое же пособие нужно подготовить для учителей, которые ведут курс «Основы православной культуры и религиозной этики «. Вместе со специалистами кафедры теологии мы провели несколько семинаров в форме повышения квалификации для педагогов школ в Амурской области и на Саянах по преподаванию данного курса.
Кроме того, мы сейчас готовим следующее издание серии книг. Первое издание было посвящено истории Российской инженерной мысли, мы там рассматривали достижения русских инженеров, начиная с домонгольских времен. Вторая книга рассказывает о достижениях инженерной мысли в советское время. Следующее издание будет посвящено конкретно гидроэнергетике.
Поэтому если говорить о развитии нашего взаимодействия с теологами Рязанского Университета, то это будет, во-первых, пособие, и возможно, мы выйдем на формат таких открытых лекториев, которые мы уже делаем по гидроэнергетике и ВИЭ в наших поселках. Есть идеи сделать такие же лектории по теологии, религиозной культуре и т. д. Второе, это будет более системная, планомерная работа по просвещению. Возможно, мы будем делать что-то в рамках нашей газеты.
Елена Анатольевна, откуда родилась идея ввести основы духовно-нравственного воспитания и развития в учебный процесс?
Когда мы стали размышлять, как готовить ребят к выбору профессии, к инженерной профессии, в частности, к энергетике и гидроэнергетике, мы рассматривали весь процесс не только образования, но и воспитания. Соответственно, тема формирования личности вышла на первый план, потому что хороший профессионал — это в первую очередь личность, которая существует в рамках определенной структуры ценностей, может отрефлексировать свою деятельность, понять выборы, которые перед ним стоят. Поэтому это вполне закономерный вопрос.
Рязанская кафедра подключилась к сотрудничеству с нами в 2010 году, когда мы очень активно работали над преодолением последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и в том числе работали с семьями погибших и пострадавших. У нас была развернута очень серьезная психологическая помощь, но ведь всегда лучше пользоваться разными инструментами. Поэтому духовная поддержка помогла очень многим.
Кроме того, у нас есть профессиональное сообщество достаточно пожилых людей в наших поселках, бывших гидроэнергетиков, общества ветеранов и т. д. Им тоже это бывает очень полезным, потому что происходит переоценка ценностей, и если в молодом возрасте об этом в меньшей степени думали, то в более пожилом возрасте люди начинают интересоваться и, может быть, больше внимания уделять религии. Такая экспертная поддержка здесь бывает очень полезной.
Скажите, как люди реагировали на участие кафедры теологии, какова была реакция сотрудников?
Вы знаете, очень по-разному. От очень настороженно, где в ряде школ в некоторых регионах очень жесткие указания со стороны Министерства Образования, до, наоборот, очень позитивных, где кто-то из преподавателей или руководства сами этим интересуется. Мы предварительно связываемся с управлениями, Министерством Образования, просим организовать встречу, поясняем, что мы хотим. Речь не идет о религизации, а речь идет о том, чтобы и учителя, и родители, и дети задумались о том, что есть определенный пласт культуры, с которым надо познакомиться и сформировать свою позицию.
Но я хочу подчеркнуть, что мы не занимаемся религиозным образованием, мы занимаемся обсуждением духовно-нравственной сферы воспитания, она вообщем-то для всех важна. Профессиональные ценности неотделимы от духовно-нравственных ценностей.
Можно сказать, что сегодня ведется активная работа именно с подрастающим поколением, с молодыми специалистами. А существуют ли какие-то программы, направленные на сотрудников компании?
В большей степени с подрастающим поколением, но и с существующими сотрудниками компании тоже эта тема поднимается. Мы направляем наших коллег из Рязани в том числе в наши филиалы. Когда они проводят социологические исследования, образовательные программы, они встречаются и с действующими работниками, и с ветеранами, обсуждают, помогают, советуют с точки зрения формирования духовно-нравственной сферы. С некоторыми руководителями обсуждаем мероприятия и праздники.
Вы смогли увидеть какой-то позитивный отклик от участия специалистов Рязанского Университета, от работы над духовно-нравственным развитием или пока сложно оценить эффективность такой работы?
Эффективность такой работы с одной стороны, сразу заметна, а с другой стороны, она очень долгосрочна. В частности, издание книг по инженерной мысли — это очень понятный, позитивный эффект, потому что все отметили, что книги, во-первых, красивые, во-вторых, очень интересные и, в-третьих, с точки зрения формирования мировоззрения молодежи, очень полезные. Ведь зачастую наши дети не знают, что наша инженерная мысль находилась на таком высоком уровне и нам действительно есть, чем гордиться.
С другой стороны, процессы, связанные с Основами религиозных культур и погружением в Православие, они более длительные, и конечно, там даже за 2 года мы вряд ли можем что-то увидеть. Я знаю, что некоторые люди даже после этого приняли Крещение, некоторые стали больше этим интересоваться, а кто-то нашел ответы на вопросы общения со своими детьми.
Существует в компании какая-то программа по Этике, какой-то Кодекс поведения, целенаправленные этические программы?
Да, у нас есть Кодекс корпоративной этики, он утвержден и опубликован, его можно найти на нашем сайте. С точки зрения таких событий, это наверное пока все. Мы обсуждали, что можно было бы продолжить работу и провести обсуждения управленческого кодекса, принципов принятия управленческих решений, но пока мы так глубоко не пошли, потому что это действительно очень многообразная и серьезная тема, к которой надо хорошо подготовиться.