Анна Сергеевна Рымарева: «Если создаешь бизнес для того, чтобы больше и больше зарабатывать и сбывать — это очень ограниченная цель»
О корпоративных и семейных ценностях, об особом отношении к качеству выполненной работы, о сложностях ведения малого бизнеса, о труде как аскезе, о целях бизнеса и критериях успешности, об обломовщине нашего времени, а также о том, как религия может влиять на отношение человека к своему делу и труду в целом, мы пообщались с Анной Сергеевной Рымаревой, кандидатом экономических наук, руководителем дизайн-студии «Преображенское Платье» (г. Санкт-Петербург). По результатам Национального Бизнес Рейтинга, в 2013 году фирма «Преображенское Платье» вошла в сотню лучших швейных предприятий Санкт-Петербурга и заняла 36 место по сумме мест 8-ми показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Анна Сергеевна, могли бы Вы рассказать немного о своей компании, о том, как Вы начали этот бизнес?
Компания — это громко сказано, скорее небольшой бизнес: всего несколько человек в штате, занятых дизайном, снабжением, формированием продуктовой линейки, маркетингом, сбытом и управлением. Прочая деятельность расположена на аутсорсинге и краудсорсинге. Эта схема естественна, потому что мы изначально не брали никаких кредитов, а такая ограниченность в ресурсах определяет выбор самой экономной схемы с фиксацией на контрольных точках. Мы много совмещаем в своей работе, как бывает в небольшой организации: например, я могу и эскизы нарисовать, и бюджет сформировать, и блог в социальной сети вести, и проконсультировать покупателя по телефону. Поэтому компания — это очень громкое название. Я очень скромного мнения о том, что мы делаем — за исключением того, что мы производим очень специальный продукт для узкой аудитории конкурентно высокого качества.
Вы могли бы рассказать о самом продукте?
Мы занимаемся производством и сбытом купальной одежды умеренной и высокой степени покрытости. Каноны современной купальной одежды сформировались в двадцатом веке в период сексуальной революции. Стремление к свободе от семьи, пересмотру нравственных ценностей в пользу свободы нравов и культа тела определили ее сексуализированный внешний вид. Потому эта сфера одежды стоит несколько особняком от всей культуры европейской одежды, которая родилась гораздо раньше из христианской традиции и до сих пор сохраняет ее ресурсы. Однако потребность в купальной одежде не постхристианского толка есть. Мы интуитивно нащупали эту нишу.
В какой-то момент все началось с личного опыта, когда возникли чувство дискомфорта от обычного купальника и понимание того, что жене священника неприлично появляться на людях полуобнаженной. После общения со знакомыми матушками оказалось, что у них та же проблема. Жены священников и стали нашей первой фокус-группой. У нас много противников, твердящих, что не надо выделяться, надо быть как все. Мне кажется, эта скромность ложная — тем не менее, этот подход в большинстве своем доминирует. В первый год, когда мы только начинали, 90% наших клиенток составляли жены священников. Сейчас их в общей массе осталась не так много. Купальная одежда имеет свой спрос в более широком кругу аудитории. Сама я также клиент своей продукции, шью и делаю только то, что нравится мне самой.
Я правильно понимаю, что кроме православных женщин, также и мусульманские женщины покупают Вашу продукцию?
По мере того как мы развивались, выяснилось, что аналогичные потребности есть у женщин с другим мировоззрением. Например, есть последователи разных ведических, эзотерических учений, которые много внимания уделяют месту женщины, ее гармонии в семье — и они считают, что женская одежда должна быть закрытой и просторной, чтобы оберегать женскую энергию. Мусульмане также не хотят обнажаться на пляже: они ориентируются на варианты с более высокой степенью покрытости. Их мотивы сродни нашим — религиозно-этические. Большая же часть нашей аудитории — православные христианки. Они выбирают умеренную степень покрытости, на их потребности мы и ориентируемся.
На каких принципах Вы стараетесь выстраивать отношения, корпоративную культуру и внутренний климат в своей фирме?
В начале дела была мысль, что христианин, что бы он ни делал, все будет окрашивать в какие-то христианские тона. Со временем стало понятно, что единственный способ делать дело по-христиански — это делать его качественно и так, как оно должно быть сделано, больше к этому нет никаких требований. Поэтому что касается наших сотрудников и контрагентов, мы на этих принципах с ними и работаем: ставим в центр саму работу, качество, сроки, договоренности.
В то же время, в швейном бизнесе работает большая доля женщин, и по этой причине взаимоотношения основаны на доверии, гибкости. В наших договорах даже мало прописано. Декларирование больше направлено на потребителей в силу того, что наши покупатели, как правило, покупают такую продукцию впервые и нуждаются в защите своих прав и максимально полной информации о потребительских и ценностных качествах. Среди этих качеств на первом месте то, что помогает потребителю соотнести свое мировоззрение с тем, что он потребляет. В этой части у нас много ориентиров на православие. Наша система скидок выстроена таким образом, что мы ориентируемся на православные праздники.
Как построена система скидок на Вашу продукцию?
Большая часть наших скидок носит социальный характер. У нас есть скидки на двунадесятые праздники, на Пасху, на неделю Жен-Мироносиц, а также у нас есть социальные скидки многодетным, студентам, врачам, беременным женщинам. У нас также есть скидки за лояльность.
По вашему опыту, многие компании из тех, с которыми Вы сталкивались и работаете, стоят на таких же принципах особого отношения к качеству выполненной работы?
Очень интересно, что на эту мысль меня натолкнул основной наш подрядчик по производству. Мне понравился подход директора этой компании к качеству и всему, что она делает, концентрируясь на каждом этапе работы со всей добросовестностью и самоотдачей. Это обычное предприятие безо всякой религиозной культуры.
Что касается православной корпоративной культуры, был негативный опыт в процессе сотрудничества с магазином: не было ответственного отношения к труду. Бывает, что человек работает в социально ответственной сфере и полагает, что это его уже оправдывает, этого достаточно, как бы он ни работал. То есть ценность того, как он себя оценивает, значительно выше того, как он работает. В таком случае трудно выстроить систему деловых отношений, сотрудничество тягостно и не приносит плодов. Этот опыт заставил обернуться на себя.
В то же время был замечательный коучинг со стороны православного предпринимателя Анастасии Поздняковой, которая на начальном этапе уделяла очень много личного времени, помогая разобраться в трудных рабочих моментах. По-настоящему поразило ее внимательное и доброжелательное отношение, долгое наставничество — она по слову Спасителя с готовностью шла со мной два поприща вместо одного. Не могу не вспомнить моих православных подруг из разных областей деятельности, которые горячо помогали мне, например, подыскивая образовательные семинары и проводя презентации. Это все мои учителя, которые делом наставляли меня в ценностях не потребительского отношения к делу и людям.
Определенно, в компаниях с религиозной культурой, как и у человека, увязка работы с мировоззрением либо происходит, либо не происходит, и зачастую религиозное мировоззрение в этой связке отсутствует, несмотря на лозунги. Бывает, принимая религиозное мировоззрение, человек меняет какую-то часть своей жизни, посещает службы, соблюдает посты, у него меняется расписание — а на уровне мысли и поведения, жизнь остается той же. Получается, что две — три клавиши нажали в то время как надо рояль поменять. Говорю это из собственного опыта: как христианин, прохожу через перемену ума, через неудачные попытки перемены ума, падения. На себе могу сказать, что очень тяжело выдерживать качество мысли и труда.
Как Вам кажется, в чем именно заключается сложность?
Если неудачно идет внутренняя работа, это отражается на всей деятельности. Если неуспешно борешься с раздражительностью, в том числе в семье, будешь раздражаться на контрагентов, потребителей, сотрудников и т.д. У предпринимателя нет такого, что он зашел, разделся, оделся стерильно — вот он теперь предприниматель. Он постоянно в этой своей жизни. Если он сам не будет меняться, ничего из того, что он делает, тоже не изменится. Эти все трудности особенно остро чувствуются в малом бизнесе, потому что там все висит на руководителе, и все зависит от того, как себя чувствует руководитель — и людей, и партнеров он себе таких же подбирает. Испытания падений в бизнесе так же даются человеку для того, чтобы он стяжал Благодать Божию, испытав свою немощь, пройдя какие-то кризисы, чтобы вырасти.
На каком-то этапе бизнес прекращает быть той игрушкой, развлечением, с которого начинал — а превращается в такую рутинную, тяжелую, иногда изматывающую работу, когда выходных нет, не можешь расслабиться, потому что вся ответственность лежит на тебе. Когда этот бизнес со всем напряжением на тебя наваливается, то вспоминаешь слова прот. Александра Шмемана, который советовал, прежде чем поступить в монастырь, пойти на самую простую рутинную работу клерком в банк, постараться всех хорошо обслуживать, быть доброжелательным со всеми сотрудниками и вести самую простую жизнь.
К тому моменту, когда данная для начала дела Благодать иссекает, понимаешь, что дело имеет другой смысл лично для тебя. Даже если дело приносит доход, это уже не радует. Здесь важно найти себя, не стать машиной по зарабатыванию денег, а осознать смысл аскезы дела, как служения, на которое призван. Нужно понимать, что цель бизнеса не должна лежать в этом мире. Если создаешь бизнес для того, чтобы больше и больше зарабатывать и сбывать — это очень ограниченная цель. Так рискуешь утратить память о втором пришествии и понимание того, что успешная работа может ни во что вмениться. Следует не привязываться к своему делу, не собирать в нем сокровища сердца, не отождествлять себя с ним — и по возможности превратить это в путь и ступень наверх.
Что меня сейчас радует, помимо творческой составляющей — это выстраивание клиентоориентированных отношений с потребителем: возможность быть внимательным к покупателям, послужить им, порадовать их и вместе с ними быть счастливыми.
В чем вы черпаете силы, чтобы бороться с этим унынием, когда понимаешь, что нет сил тянуть эту ответственность, тяжелый труд?
Периодически наступают какие-то кризисы, испытание которыми тяжело. И только Господь поддерживает. Цепляюсь за Литургические циклы: от Причастия до Причастия, — как степлером стягиваю и скрепляю. Очень тяжело и много помыслов о том, чтобы оставить и уйти, особенно в моменты усталости. Не знаю, если вдруг надо будет оставить все это, будет ли это решение, которое придет естественно и безо всяких сомнений? Мне вспоминается знакомство с Ольгой Грачевой — бывшим руководителем популярного когда-то дома мод «Улита», оставившей со временем свое дело и ушедшей в проекты по возрождению русской деревни. Впервые я поняла, что дело может иметь и начало, и конец — и это естественный ход вещей.
Но пока есть сомнения, искушения, и конечно тяжело, потому что большей частью находишься один, со стороны поддержки мало. Мало, кто понимает, что это тяжело. Нет постоянного наставника, сообщества, к которому обратиться, ты один несешь это бремя — в нашей стране утрачены и бизнес-культура, и бизнес-среда. Многие воспринимают так, что свое дело — это красиво и занимательно. Признаюсь, тоже так думала сначала, у меня тоже были иллюзии. Оглядываясь назад, вижу, сколько было пройдено в одиночку, с какими-то совсем смешными деньгами, подаренными мне на день рождения — мой первоначальный капитал — удивляюсь, как все же что-то получилось. И уже не удивляюсь тому, что возможно когда-то это также закончится.
Что бы Вы посоветовали, пройдя опыт становления своего бизнеса, другим предпринимателям, которые задумываются о том, чтобы начать делать что-то свое?
Прежде всего, понять, к чему лежит душа, что хочешь делать, и поработать наемным работником там, где хотел бы подвизаться сам. На опыте понять, насколько этот тяжелый рутинный труд стоит того, чтобы самому начинать с нуля. Была на нескольких семинарах, когда совсем еще молодые люди учат тому, как стать акулой бизнеса, и поняла, что это контркультура. К сожалению, наше экономическое образование построено на том же: преподаватели пересказывают студентам учебники, и не могут привить никаких практических навыков. При отсутствии опытных площадок и производственной практики на предприятии молодым выпускникам очень сложно.
На лицо ярмарка тщеславия. Молодой человек думает, что он станет бизнесменом, и все будет делаться само собой, а он будет сидеть в социальной сети и наблюдать, как сказочно растет его бизнес. Это искушение последнего времени, когда все полагают, что они будут, не прикладывая сил, видеть какие-то результаты. Современная обломовщина: лежишь на диване и сражаешься с Наполеоном, открыл ленту бизнеса — а там успехи. Не говорю про большой бизнес, но про малое дело — это тяжело, это требует навыков, самодисциплины и вообще здравого понимания, а не виртуальности.
Это такой же рутинный труд, как труд операциониста в банке, плюс большая ответственность. Нужно найти свое призвание, чтобы не оказаться в ситуации, когда ты делаешь что-то из-под палки. Даже когда нашел то, что тебе нравится, надо помнить, что труд — это не благо, что Господь дал труд после ухода из рая, это не райская жизнь и управление райским садом, а, как говорится, «в поте лица своего». В мире труд воспет как ценность, ему придаются светлые очертания, и в нем действительно есть радости и плоды, но на глубине своей это расплата — это бремя, рутина и аскеза.
Материал подготовила Иванова Д.А.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
О корпоративных и семейных ценностях, об особом отношении к качеству выполненной работы, о сложностях ведения малого бизнеса, о труде как аскезе, о целях бизнеса и критериях успешности, об обломовщине нашего времени, а также о том, как религия может влиять на отношение человека к своему делу и труду в целом, мы пообщались с Анной Сергеевной Рымаревой, кандидатом экономических наук, руководителем дизайн-студии «Преображенское Платье» (г. Санкт-Петербург). По результатам Национального Бизнес Рейтинга, в 2013 году фирма «Преображенское Платье» вошла в сотню лучших швейных предприятий Санкт-Петербурга и заняла 36 место по сумме мест 8-ми показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Анна Сергеевна, могли бы Вы рассказать немного о своей компании, о том, как Вы начали этот бизнес?
Компания — это громко сказано, скорее небольшой бизнес: всего несколько человек в штате, занятых дизайном, снабжением, формированием продуктовой линейки, маркетингом, сбытом и управлением. Прочая деятельность расположена на аутсорсинге и краудсорсинге. Эта схема естественна, потому что мы изначально не брали никаких кредитов, а такая ограниченность в ресурсах определяет выбор самой экономной схемы с фиксацией на контрольных точках. Мы много совмещаем в своей работе, как бывает в небольшой организации: например, я могу и эскизы нарисовать, и бюджет сформировать, и блог в социальной сети вести, и проконсультировать покупателя по телефону. Поэтому компания — это очень громкое название. Я очень скромного мнения о том, что мы делаем — за исключением того, что мы производим очень специальный продукт для узкой аудитории конкурентно высокого качества.
Вы могли бы рассказать о самом продукте?
Мы занимаемся производством и сбытом купальной одежды умеренной и высокой степени покрытости. Каноны современной купальной одежды сформировались в двадцатом веке в период сексуальной революции. Стремление к свободе от семьи, пересмотру нравственных ценностей в пользу свободы нравов и культа тела определили ее сексуализированный внешний вид. Потому эта сфера одежды стоит несколько особняком от всей культуры европейской одежды, которая родилась гораздо раньше из христианской традиции и до сих пор сохраняет ее ресурсы. Однако потребность в купальной одежде не постхристианского толка есть. Мы интуитивно нащупали эту нишу.
В какой-то момент все началось с личного опыта, когда возникли чувство дискомфорта от обычного купальника и понимание того, что жене священника неприлично появляться на людях полуобнаженной. После общения со знакомыми матушками оказалось, что у них та же проблема. Жены священников и стали нашей первой фокус-группой. У нас много противников, твердящих, что не надо выделяться, надо быть как все. Мне кажется, эта скромность ложная — тем не менее, этот подход в большинстве своем доминирует. В первый год, когда мы только начинали, 90% наших клиенток составляли жены священников. Сейчас их в общей массе осталась не так много. Купальная одежда имеет свой спрос в более широком кругу аудитории. Сама я также клиент своей продукции, шью и делаю только то, что нравится мне самой.
Я правильно понимаю, что кроме православных женщин, также и мусульманские женщины покупают Вашу продукцию?
По мере того как мы развивались, выяснилось, что аналогичные потребности есть у женщин с другим мировоззрением. Например, есть последователи разных ведических, эзотерических учений, которые много внимания уделяют месту женщины, ее гармонии в семье — и они считают, что женская одежда должна быть закрытой и просторной, чтобы оберегать женскую энергию. Мусульмане также не хотят обнажаться на пляже: они ориентируются на варианты с более высокой степенью покрытости. Их мотивы сродни нашим — религиозно-этические. Большая же часть нашей аудитории — православные христианки. Они выбирают умеренную степень покрытости, на их потребности мы и ориентируемся.
На каких принципах Вы стараетесь выстраивать отношения, корпоративную культуру и внутренний климат в своей фирме?
В начале дела была мысль, что христианин, что бы он ни делал, все будет окрашивать в какие-то христианские тона. Со временем стало понятно, что единственный способ делать дело по-христиански — это делать его качественно и так, как оно должно быть сделано, больше к этому нет никаких требований. Поэтому что касается наших сотрудников и контрагентов, мы на этих принципах с ними и работаем: ставим в центр саму работу, качество, сроки, договоренности.
В то же время, в швейном бизнесе работает большая доля женщин, и по этой причине взаимоотношения основаны на доверии, гибкости. В наших договорах даже мало прописано. Декларирование больше направлено на потребителей в силу того, что наши покупатели, как правило, покупают такую продукцию впервые и нуждаются в защите своих прав и максимально полной информации о потребительских и ценностных качествах. Среди этих качеств на первом месте то, что помогает потребителю соотнести свое мировоззрение с тем, что он потребляет. В этой части у нас много ориентиров на православие. Наша система скидок выстроена таким образом, что мы ориентируемся на православные праздники.
Как построена система скидок на Вашу продукцию?
Большая часть наших скидок носит социальный характер. У нас есть скидки на двунадесятые праздники, на Пасху, на неделю Жен-Мироносиц, а также у нас есть социальные скидки многодетным, студентам, врачам, беременным женщинам. У нас также есть скидки за лояльность.
По вашему опыту, многие компании из тех, с которыми Вы сталкивались и работаете, стоят на таких же принципах особого отношения к качеству выполненной работы?
Очень интересно, что на эту мысль меня натолкнул основной наш подрядчик по производству. Мне понравился подход директора этой компании к качеству и всему, что она делает, концентрируясь на каждом этапе работы со всей добросовестностью и самоотдачей. Это обычное предприятие безо всякой религиозной культуры.
Что касается православной корпоративной культуры, был негативный опыт в процессе сотрудничества с магазином: не было ответственного отношения к труду. Бывает, что человек работает в социально ответственной сфере и полагает, что это его уже оправдывает, этого достаточно, как бы он ни работал. То есть ценность того, как он себя оценивает, значительно выше того, как он работает. В таком случае трудно выстроить систему деловых отношений, сотрудничество тягостно и не приносит плодов. Этот опыт заставил обернуться на себя.
В то же время был замечательный коучинг со стороны православного предпринимателя Анастасии Поздняковой, которая на начальном этапе уделяла очень много личного времени, помогая разобраться в трудных рабочих моментах. По-настоящему поразило ее внимательное и доброжелательное отношение, долгое наставничество — она по слову Спасителя с готовностью шла со мной два поприща вместо одного. Не могу не вспомнить моих православных подруг из разных областей деятельности, которые горячо помогали мне, например, подыскивая образовательные семинары и проводя презентации. Это все мои учителя, которые делом наставляли меня в ценностях не потребительского отношения к делу и людям.
Определенно, в компаниях с религиозной культурой, как и у человека, увязка работы с мировоззрением либо происходит, либо не происходит, и зачастую религиозное мировоззрение в этой связке отсутствует, несмотря на лозунги. Бывает, принимая религиозное мировоззрение, человек меняет какую-то часть своей жизни, посещает службы, соблюдает посты, у него меняется расписание — а на уровне мысли и поведения, жизнь остается той же. Получается, что две — три клавиши нажали в то время как надо рояль поменять. Говорю это из собственного опыта: как христианин, прохожу через перемену ума, через неудачные попытки перемены ума, падения. На себе могу сказать, что очень тяжело выдерживать качество мысли и труда.
Как Вам кажется, в чем именно заключается сложность?
Если неудачно идет внутренняя работа, это отражается на всей деятельности. Если неуспешно борешься с раздражительностью, в том числе в семье, будешь раздражаться на контрагентов, потребителей, сотрудников и т.д. У предпринимателя нет такого, что он зашел, разделся, оделся стерильно — вот он теперь предприниматель. Он постоянно в этой своей жизни. Если он сам не будет меняться, ничего из того, что он делает, тоже не изменится. Эти все трудности особенно остро чувствуются в малом бизнесе, потому что там все висит на руководителе, и все зависит от того, как себя чувствует руководитель — и людей, и партнеров он себе таких же подбирает. Испытания падений в бизнесе так же даются человеку для того, чтобы он стяжал Благодать Божию, испытав свою немощь, пройдя какие-то кризисы, чтобы вырасти.
На каком-то этапе бизнес прекращает быть той игрушкой, развлечением, с которого начинал — а превращается в такую рутинную, тяжелую, иногда изматывающую работу, когда выходных нет, не можешь расслабиться, потому что вся ответственность лежит на тебе. Когда этот бизнес со всем напряжением на тебя наваливается, то вспоминаешь слова прот. Александра Шмемана, который советовал, прежде чем поступить в монастырь, пойти на самую простую рутинную работу клерком в банк, постараться всех хорошо обслуживать, быть доброжелательным со всеми сотрудниками и вести самую простую жизнь.
К тому моменту, когда данная для начала дела Благодать иссекает, понимаешь, что дело имеет другой смысл лично для тебя. Даже если дело приносит доход, это уже не радует. Здесь важно найти себя, не стать машиной по зарабатыванию денег, а осознать смысл аскезы дела, как служения, на которое призван. Нужно понимать, что цель бизнеса не должна лежать в этом мире. Если создаешь бизнес для того, чтобы больше и больше зарабатывать и сбывать — это очень ограниченная цель. Так рискуешь утратить память о втором пришествии и понимание того, что успешная работа может ни во что вмениться. Следует не привязываться к своему делу, не собирать в нем сокровища сердца, не отождествлять себя с ним — и по возможности превратить это в путь и ступень наверх.
Что меня сейчас радует, помимо творческой составляющей — это выстраивание клиентоориентированных отношений с потребителем: возможность быть внимательным к покупателям, послужить им, порадовать их и вместе с ними быть счастливыми.
В чем вы черпаете силы, чтобы бороться с этим унынием, когда понимаешь, что нет сил тянуть эту ответственность, тяжелый труд?
Периодически наступают какие-то кризисы, испытание которыми тяжело. И только Господь поддерживает. Цепляюсь за Литургические циклы: от Причастия до Причастия, — как степлером стягиваю и скрепляю. Очень тяжело и много помыслов о том, чтобы оставить и уйти, особенно в моменты усталости. Не знаю, если вдруг надо будет оставить все это, будет ли это решение, которое придет естественно и безо всяких сомнений? Мне вспоминается знакомство с Ольгой Грачевой — бывшим руководителем популярного когда-то дома мод «Улита», оставившей со временем свое дело и ушедшей в проекты по возрождению русской деревни. Впервые я поняла, что дело может иметь и начало, и конец — и это естественный ход вещей.
Но пока есть сомнения, искушения, и конечно тяжело, потому что большей частью находишься один, со стороны поддержки мало. Мало, кто понимает, что это тяжело. Нет постоянного наставника, сообщества, к которому обратиться, ты один несешь это бремя — в нашей стране утрачены и бизнес-культура, и бизнес-среда. Многие воспринимают так, что свое дело — это красиво и занимательно. Признаюсь, тоже так думала сначала, у меня тоже были иллюзии. Оглядываясь назад, вижу, сколько было пройдено в одиночку, с какими-то совсем смешными деньгами, подаренными мне на день рождения — мой первоначальный капитал — удивляюсь, как все же что-то получилось. И уже не удивляюсь тому, что возможно когда-то это также закончится.
Что бы Вы посоветовали, пройдя опыт становления своего бизнеса, другим предпринимателям, которые задумываются о том, чтобы начать делать что-то свое?
Прежде всего, понять, к чему лежит душа, что хочешь делать, и поработать наемным работником там, где хотел бы подвизаться сам. На опыте понять, насколько этот тяжелый рутинный труд стоит того, чтобы самому начинать с нуля. Была на нескольких семинарах, когда совсем еще молодые люди учат тому, как стать акулой бизнеса, и поняла, что это контркультура. К сожалению, наше экономическое образование построено на том же: преподаватели пересказывают студентам учебники, и не могут привить никаких практических навыков. При отсутствии опытных площадок и производственной практики на предприятии молодым выпускникам очень сложно.
На лицо ярмарка тщеславия. Молодой человек думает, что он станет бизнесменом, и все будет делаться само собой, а он будет сидеть в социальной сети и наблюдать, как сказочно растет его бизнес. Это искушение последнего времени, когда все полагают, что они будут, не прикладывая сил, видеть какие-то результаты. Современная обломовщина: лежишь на диване и сражаешься с Наполеоном, открыл ленту бизнеса — а там успехи. Не говорю про большой бизнес, но про малое дело — это тяжело, это требует навыков, самодисциплины и вообще здравого понимания, а не виртуальности.
Это такой же рутинный труд, как труд операциониста в банке, плюс большая ответственность. Нужно найти свое призвание, чтобы не оказаться в ситуации, когда ты делаешь что-то из-под палки. Даже когда нашел то, что тебе нравится, надо помнить, что труд — это не благо, что Господь дал труд после ухода из рая, это не райская жизнь и управление райским садом, а, как говорится, «в поте лица своего». В мире труд воспет как ценность, ему придаются светлые очертания, и в нем действительно есть радости и плоды, но на глубине своей это расплата — это бремя, рутина и аскеза.