Александр Миняйло : «Организовывая свою предпринимательскую деятельность, человек должен думать о людях и самое главное – проявлять любовь к этим людям»
Во время IX Международной конференции предпринимательского сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «С именем Александра Невского» мы побеседовали с протоиреем Александром Миняйло, который также является ректором Уральского Института Бизнеса им. И. А. Ильина в г. Екатеринбурге. Что такое этика и нравственность в бизнесе, на каких принципах строится духовно-нравственная экономика, в чем заключается ответственность предпринимателя,а также почему для возрождения России так важно создать отток людей из города в деревню и в чем кардинальное различие в наследии Березовского и Третьякова — об этом и многом другом мы побеседовали с о. Александром.
Как вы считаете, в чем заключается этика в бизнесе?
Как говорил отец Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, бизнес плодит компаньонов, а вера рождает поборников добра и любви. Поэтому категория любви — высочайшая категория, выше которой ничего нет. Поэтому организовывая свою предпринимательскую деятельность, человек должен думать о людях и самое главное — проявлять любовь к этим людям. Исходя из этого наш Уральский Институт Бизнеса им. И.А. Ильина занимается научным направлением по духовно-нравственной экономике. Это совершенно иная экономика, экономика высшего порядка, к которому должна стремиться Россия, и бизнес, который включается в эту экономику, должен иметь и нравственное начало.
В настоящее время, и может быть, раньше предприниматели выступали как благодетели в строительстве храмов (это самая низшая ступень в благотворительности) и меньше участвуют в программах оздоровления общества и образования. Перед бизнесменом несомненно стоит проблема эффективности. С позиции своей фирмы эффективность одна, а с позиции государства эффективность может быть совсем другая. Государственный подход в решении проблемы эффективности своей фирмы с государственной позиции есть проблема нравственности. Приведу пример — строительство Транс-Сибирской магистрали. Такой проект ни одна страна мира не могла реализовать, как реализовала Россия, за 8 лет построив более 8000 км Транс-Сибирской магистрали. Если с позиции фирмы смотреть, то она неэффективна была, а с позиции государства она была эффективна, т.к. позволила нам сохранить и развивать Сибирь.
Поэтому развивая свой бизнес, предприниматель должен знать, что он является только управляющим тем богатством, которое получает фирма (это мы видим еще у Иоанна Златоуста). Какая целевая установка этой фирмы? Если только получение прибыли и ничего больше, то это тупиковый путь развития. Конечно, эффективно надо хозяйствовать, нельзя, чтобы разорилась фирма, но нужно ставить в первую очередь социальные цели и духовное развитие.
Многие предприниматели на своих предприятиях ставят храмы, и это хорошо. Перед нами стоит вопрос. Рабочий день — 8 часов, а например, мы 1 час выделяем на духовное развитие всех сотрудников этой фирмы? С одной стороны, с точки зрения той экономики, которая у нас существует, это потерянный час, и эффективность в данном случае уменьшается. А если все сотрудники духовно возрастают, нравственность повышается, если сотрудник считает, что некачественно выполнить задание — это величайший грех, то может быть, тот час, который был потрачен на духовное возрастание человека от силы к силе, а этот на первый взгляд потерянный час вернется многократной прибылью, за счет осознания работником о том что работу необходимо выполнить с высоким качеством и в назначенные сроки. Естественно, тот предприниматель, у которого работают люди, он должен заботиться в первую очередь о благополучии семей своих сотрудников, ведь зачастую мы не знаем, в каких условиях семья живет, где лечится, получает образование. Ближе к людям надо быть, это и есть соблюдение нравственности.
Повышать нравственность через материальное благополучие, материальную добавку — я считаю это не совсем верным. Это категория не материальная, а духовно-нравственная. Высочайшую нравственность нам показал Иисус Христос, выше этой нравственности ничего нет. Вот к этой нравственности надо стремиться.
Как Вы считаете, в чем заключается социальная ответственность бизнеса?
Есть разные уровни социальной ответственности бизнеса. Первое — это нравственные поступки. Мы часто рассуждаем такими штампами, что должна быть конкуренция. Когда мы в институте теоретические основы разрабатываем, мы считаем, что конкуренция — это не наш профиль. Человек для меня брат или сестра, если у нас духовное единство, соработничество, я молюсь за него, он молится за меня, получается синергетический эффект, который намного выше, чем тот эффект, который мы получаем от конкуренции. Поэтому внутри страны ставить вопрос, что предприятия должны быть конкурентны, это неэффективно.
Важнее думать о единстве?
Конечно. Еще Маркс говорил, что с автоматизацией будут освобождаться люди в производстве, а рыночная экономика выбрасывает таких людей как безработных. Человек — это высшее творение Божие, он создан для сотворчества с Богом, ему дан определенный талант, а он не может реализовать этот талант. Это самое пагубное. Пока мало у нас подвижников в бизнесе, которые бы обращали внимание на образование, строили школы, содержали их.
Вы знаете такие примеры предпринимателей, которые руководствуются такими принципами? Могли бы подробнее о них рассказать, что они делают?
Например, у нас есть фонд «Русский Предприниматель», который поддерживает программу «Возрождение Верхотурья». Этот фонд оплачивает обучение специалистов для Верхотурья. Но таких людей единицы.
Как Вам кажется, каков уровень этики и нравственности в бизнесе в России сегодня?
Если сравнивать уровень нравственности в нынешнее и советское время, то сейчас уровень намного ниже, чем был в советское время. Мы жили в квартирах с фанерными дверями и ключ клали под коврик. Я привожу этот пример своим студентам. Например, у нас в городе около 1.5 млн. населения, возьмем семью из 3 человек, примерно 500 тыс семей, проживающих соответственно в 500 тыс. квартир. В каждой квартире дверь и 3 окна, на каждое окно поставили решетку и металлическую дверь. Это примерно 300 кг металла, умножив на 500 000 и на 10 000 руб (стоимость 1 тонны), мы получаем огромную сумму, которую мы потратили на то, чтобы сами себя поместить за решетки. А эти деньги можно было дать пенсионерам, малоимущим.
Вы могли бы рассказать о тех учебных программах, которые преподаются в Вашем институте? Чем они отличаются от программ в других вузах?
Мы строим систему образования на национальных традициях. Я хорошо знаю западную систему образования, работал в канадских университетах. Мы закладываем православные основы в образование. У нас есть специфические курсы: философия совершества Ильина, как создать и сохранить семью, характер русского народа, духовно-нравственная экономика, философия хозяйства. Для желающих есть изучение греческого языка. Мы построили свой храм для всех желающих, молимся за всех учащихся, уже 8 лет читаем Акафист Казанской Иконе Божией Матери, впервые в диплом ввели гуманитарную часть — мировоззренческий взгляд на ту проблему, которая решается в дипломе. Этим и отличаемся. В теоретическом плане работаем над новыми учебниками. Проблема в том, что вся современная экономика — ростовщическая, построена на проценте. А ростовщичество — это величайший грех. Экономика, базирующая на грехе не может иметь в будущем своего развития — это тупик. Поэтому мы помимо стандарта читаем курс по духовно-нравственной экономике.
Как Вам кажется, сегодня студенты откликаются на идею о том, что не только прибыль стоит во главе угла, а есть еще и духовно-нравственные принципы? Какой отклик Вы видите у молодежи, которая выросла на других телевизионных передачах и идеях?
К сожалению, в этом есть большая сложность. В советское время нам было легче, т.к. такой мощный поток через телевидение на нас не обрушивался, а сегодняшней молодежи очень трудно, потому что на них идет этот поток законов потребительского общества, а с ним справиться очень сложно. Я думаю, что в России молодежь на генетическом уровне способна преодолеть эти трудности, другое дело, что властным структурам надо решать проблемы. Мы же за 70 лет не решили проблему жилья. Мы самая северная цивилизация! Не надо брать Швецию и Финляндию, там есть Гольфстрим рядом. А молодой человек, окончив вуз, в большинстве случаев не имеет жилья. Все заселение многоэтажных бараков, которые родились через индустриальную экономику, происходило потому, что эта экономика требовала концентрации усилий рабочей силы и жилья, поэтому породила такие типы городов. Сейчас совершенно по-иному надо решать — появились новые технологии.
Вы считаете, что нужно создать поток из города в деревню?
Конечно. Например, президент Белоруссии строит такие сельскохозяйственные городки, это очень хорошо. Мы имеем огромное пространство земли, и надо расселить народ. Поэтому исходя из этого, первая задача сейчас — развитие инфраструктуры. Например, в Испании за 5 лет так развилась инфраструктура, появились поезда, которые развивают скорость до 500 — 600 км в час. Если мы сейчас, например, из Екатеринбурга до Нижнего Тагила добираемся на электричке за два часа, то мы должны добираться за 15 минут. Нужно строить на новых принципах. Те мегаполисы, которые есть сейчас, это пока еще начало, а может быть, тупик. Посмотрите на те пробки на дорогах, которые мы видим. Этой зимой появились уже проблемы даже на федеральных трассах. Это нам звонок о том, что надо что-то менять. Я считаю, что идея о том, что каждый мужчина в стране должен построить свой дом, это тот корень, за который мы возьмемся. Мужчина почувствует себя настоящим хозяином и главой семьи, мы обретем родовые гнезда, перестроим школы (там уже не на 2000 детей, а будут школы на 50 — 100 человек), поправим здоровье и не заметим, как обустроим Россию.
Какой совет Вы могли бы дать предпринимателям, которые задумываются над подобными идеями?
Трудно, чтобы я давал советы. Я — раб Божий, грешен. Надо жить по совести, ведь совесть — это глаз Божий, она всегда подскажет. Не стоит гнаться за максимальной прибылью. Пример Березовского показал: был богатейшим человеком, обладал огромноей властью, а чем закончил? Петлей. Это тупиковый вектор развития. Возьмите россиянина Третьякова, который покупал картины, помогал художникам, и что оставил? Оставил редчайшее сокровище для России и думаю, что был счастлив этим.
Материал подготовила Иванова Дина
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1МоскваМосква117419
+7 (499) 237-53-49
Во время IX Международной конференции предпринимательского сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «С именем Александра Невского» мы побеседовали с протоиреем Александром Миняйло, который также является ректором Уральского Института Бизнеса им. И. А. Ильина в г. Екатеринбурге. Что такое этика и нравственность в бизнесе, на каких принципах строится духовно-нравственная экономика, в чем заключается ответственность предпринимателя,а также почему для возрождения России так важно создать отток людей из города в деревню и в чем кардинальное различие в наследии Березовского и Третьякова — об этом и многом другом мы побеседовали с о. Александром.
Как вы считаете, в чем заключается этика в бизнесе?
Как говорил отец Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, бизнес плодит компаньонов, а вера рождает поборников добра и любви. Поэтому категория любви — высочайшая категория, выше которой ничего нет. Поэтому организовывая свою предпринимательскую деятельность, человек должен думать о людях и самое главное — проявлять любовь к этим людям. Исходя из этого наш Уральский Институт Бизнеса им. И.А. Ильина занимается научным направлением по духовно-нравственной экономике. Это совершенно иная экономика, экономика высшего порядка, к которому должна стремиться Россия, и бизнес, который включается в эту экономику, должен иметь и нравственное начало.
В настоящее время, и может быть, раньше предприниматели выступали как благодетели в строительстве храмов (это самая низшая ступень в благотворительности) и меньше участвуют в программах оздоровления общества и образования. Перед бизнесменом несомненно стоит проблема эффективности. С позиции своей фирмы эффективность одна, а с позиции государства эффективность может быть совсем другая. Государственный подход в решении проблемы эффективности своей фирмы с государственной позиции есть проблема нравственности. Приведу пример — строительство Транс-Сибирской магистрали. Такой проект ни одна страна мира не могла реализовать, как реализовала Россия, за 8 лет построив более 8000 км Транс-Сибирской магистрали. Если с позиции фирмы смотреть, то она неэффективна была, а с позиции государства она была эффективна, т.к. позволила нам сохранить и развивать Сибирь.
Поэтому развивая свой бизнес, предприниматель должен знать, что он является только управляющим тем богатством, которое получает фирма (это мы видим еще у Иоанна Златоуста). Какая целевая установка этой фирмы? Если только получение прибыли и ничего больше, то это тупиковый путь развития. Конечно, эффективно надо хозяйствовать, нельзя, чтобы разорилась фирма, но нужно ставить в первую очередь социальные цели и духовное развитие.
Многие предприниматели на своих предприятиях ставят храмы, и это хорошо. Перед нами стоит вопрос. Рабочий день — 8 часов, а например, мы 1 час выделяем на духовное развитие всех сотрудников этой фирмы? С одной стороны, с точки зрения той экономики, которая у нас существует, это потерянный час, и эффективность в данном случае уменьшается. А если все сотрудники духовно возрастают, нравственность повышается, если сотрудник считает, что некачественно выполнить задание — это величайший грех, то может быть, тот час, который был потрачен на духовное возрастание человека от силы к силе, а этот на первый взгляд потерянный час вернется многократной прибылью, за счет осознания работником о том что работу необходимо выполнить с высоким качеством и в назначенные сроки. Естественно, тот предприниматель, у которого работают люди, он должен заботиться в первую очередь о благополучии семей своих сотрудников, ведь зачастую мы не знаем, в каких условиях семья живет, где лечится, получает образование. Ближе к людям надо быть, это и есть соблюдение нравственности.
Повышать нравственность через материальное благополучие, материальную добавку — я считаю это не совсем верным. Это категория не материальная, а духовно-нравственная. Высочайшую нравственность нам показал Иисус Христос, выше этой нравственности ничего нет. Вот к этой нравственности надо стремиться.
Как Вы считаете, в чем заключается социальная ответственность бизнеса?
Есть разные уровни социальной ответственности бизнеса. Первое — это нравственные поступки. Мы часто рассуждаем такими штампами, что должна быть конкуренция. Когда мы в институте теоретические основы разрабатываем, мы считаем, что конкуренция — это не наш профиль. Человек для меня брат или сестра, если у нас духовное единство, соработничество, я молюсь за него, он молится за меня, получается синергетический эффект, который намного выше, чем тот эффект, который мы получаем от конкуренции. Поэтому внутри страны ставить вопрос, что предприятия должны быть конкурентны, это неэффективно.
Важнее думать о единстве?
Конечно. Еще Маркс говорил, что с автоматизацией будут освобождаться люди в производстве, а рыночная экономика выбрасывает таких людей как безработных. Человек — это высшее творение Божие, он создан для сотворчества с Богом, ему дан определенный талант, а он не может реализовать этот талант. Это самое пагубное. Пока мало у нас подвижников в бизнесе, которые бы обращали внимание на образование, строили школы, содержали их.
Вы знаете такие примеры предпринимателей, которые руководствуются такими принципами? Могли бы подробнее о них рассказать, что они делают?
Например, у нас есть фонд «Русский Предприниматель», который поддерживает программу «Возрождение Верхотурья». Этот фонд оплачивает обучение специалистов для Верхотурья. Но таких людей единицы.
Как Вам кажется, каков уровень этики и нравственности в бизнесе в России сегодня?
Если сравнивать уровень нравственности в нынешнее и советское время, то сейчас уровень намного ниже, чем был в советское время. Мы жили в квартирах с фанерными дверями и ключ клали под коврик. Я привожу этот пример своим студентам. Например, у нас в городе около 1.5 млн. населения, возьмем семью из 3 человек, примерно 500 тыс семей, проживающих соответственно в 500 тыс. квартир. В каждой квартире дверь и 3 окна, на каждое окно поставили решетку и металлическую дверь. Это примерно 300 кг металла, умножив на 500 000 и на 10 000 руб (стоимость 1 тонны), мы получаем огромную сумму, которую мы потратили на то, чтобы сами себя поместить за решетки. А эти деньги можно было дать пенсионерам, малоимущим.
Вы могли бы рассказать о тех учебных программах, которые преподаются в Вашем институте? Чем они отличаются от программ в других вузах?
Мы строим систему образования на национальных традициях. Я хорошо знаю западную систему образования, работал в канадских университетах. Мы закладываем православные основы в образование. У нас есть специфические курсы: философия совершества Ильина, как создать и сохранить семью, характер русского народа, духовно-нравственная экономика, философия хозяйства. Для желающих есть изучение греческого языка. Мы построили свой храм для всех желающих, молимся за всех учащихся, уже 8 лет читаем Акафист Казанской Иконе Божией Матери, впервые в диплом ввели гуманитарную часть — мировоззренческий взгляд на ту проблему, которая решается в дипломе. Этим и отличаемся. В теоретическом плане работаем над новыми учебниками. Проблема в том, что вся современная экономика — ростовщическая, построена на проценте. А ростовщичество — это величайший грех. Экономика, базирующая на грехе не может иметь в будущем своего развития — это тупик. Поэтому мы помимо стандарта читаем курс по духовно-нравственной экономике.
Как Вам кажется, сегодня студенты откликаются на идею о том, что не только прибыль стоит во главе угла, а есть еще и духовно-нравственные принципы? Какой отклик Вы видите у молодежи, которая выросла на других телевизионных передачах и идеях?
К сожалению, в этом есть большая сложность. В советское время нам было легче, т.к. такой мощный поток через телевидение на нас не обрушивался, а сегодняшней молодежи очень трудно, потому что на них идет этот поток законов потребительского общества, а с ним справиться очень сложно. Я думаю, что в России молодежь на генетическом уровне способна преодолеть эти трудности, другое дело, что властным структурам надо решать проблемы. Мы же за 70 лет не решили проблему жилья. Мы самая северная цивилизация! Не надо брать Швецию и Финляндию, там есть Гольфстрим рядом. А молодой человек, окончив вуз, в большинстве случаев не имеет жилья. Все заселение многоэтажных бараков, которые родились через индустриальную экономику, происходило потому, что эта экономика требовала концентрации усилий рабочей силы и жилья, поэтому породила такие типы городов. Сейчас совершенно по-иному надо решать — появились новые технологии.
Вы считаете, что нужно создать поток из города в деревню?
Конечно. Например, президент Белоруссии строит такие сельскохозяйственные городки, это очень хорошо. Мы имеем огромное пространство земли, и надо расселить народ. Поэтому исходя из этого, первая задача сейчас — развитие инфраструктуры. Например, в Испании за 5 лет так развилась инфраструктура, появились поезда, которые развивают скорость до 500 — 600 км в час. Если мы сейчас, например, из Екатеринбурга до Нижнего Тагила добираемся на электричке за два часа, то мы должны добираться за 15 минут. Нужно строить на новых принципах. Те мегаполисы, которые есть сейчас, это пока еще начало, а может быть, тупик. Посмотрите на те пробки на дорогах, которые мы видим. Этой зимой появились уже проблемы даже на федеральных трассах. Это нам звонок о том, что надо что-то менять. Я считаю, что идея о том, что каждый мужчина в стране должен построить свой дом, это тот корень, за который мы возьмемся. Мужчина почувствует себя настоящим хозяином и главой семьи, мы обретем родовые гнезда, перестроим школы (там уже не на 2000 детей, а будут школы на 50 — 100 человек), поправим здоровье и не заметим, как обустроим Россию.
Какой совет Вы могли бы дать предпринимателям, которые задумываются над подобными идеями?
Трудно, чтобы я давал советы. Я — раб Божий, грешен. Надо жить по совести, ведь совесть — это глаз Божий, она всегда подскажет. Не стоит гнаться за максимальной прибылью. Пример Березовского показал: был богатейшим человеком, обладал огромноей властью, а чем закончил? Петлей. Это тупиковый вектор развития. Возьмите россиянина Третьякова, который покупал картины, помогал художникам, и что оставил? Оставил редчайшее сокровище для России и думаю, что был счастлив этим.