— Виктор Александрович, кому принадлежит идея киноуроков?
— Идея принадлежит мне, я разработал саму концепцию, и Елене Владимировне Дубровской, режиссеру, сценаристу, руководитель АНО Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» города Санкт-Петербург. Мы оба участвовали в разработке, у нас был такой творческий тандем.
— Почему вам показалось важным снимать фильмы именно для школьников?
— Мы и раньше занимались организацией различных мероприятий с молодежью и школьниками, много общались, и в какой-то момент четко осознали, что у многих молодых ребят сформировалась очень сильная потребительская позиция и соответствующие ценности. Мы подумали о том, что это отношение к себе и миру надо как-то менять. Надо вести воспитательную работу, потому что у страны должна быть перспектива развития. И основу этого развития закладывать лучше всего, пока дети еще маленькие. Мы, взрослые люди, должны помочь им сформироваться, заложить тот алгоритм поведения и ценностной ориентации, которые помогут им вырасти достойными людьми.
Было принято решение о том, что главным центром этого воспитательного процесса должны быть человеческие качества. Любой поступок, любое дело основывается на том или ином качестве. И мы должны заложить в этот алгоритм созидательный труд — не только над собой и своей душой, но и в целом — труд как основу жизни человека.
Формирование ценностей через искусство и культуру оказывает огромное влияние. А кино — это синтез искусств. Поэтому мы решили рассматривать человеческие качества через фильмы, которые будут вызывать у ребенка эмоцию. А педагог с помощью разработанного методического пособия раскроет детям важность того или иного качества.
Понимание, наложенное на эмоцию, приведет внутри класса к доброй инициативе, которая должна быть направлена на закрепление этого качества на практике — созидательном труде на благо общества. То есть школьники после просмотра фильма в идеале должны сделать какое-то доброе дело.
— Сколько фильмов уже снято?
— 41 фильм. Все они есть в нашем каталоге на сайте www.kinouroki.org, их можно оттуда скачать для проведения воспитательных занятий на такие темы как добро, ответственность, чувство долга, патриотизм, милосердие, честность, целомудрие, уважение и другие. Сегодня на сайте более 80 тысяч зарегистрированных пользователей и более 11 тысяч социальных практик. Это как раз и есть те добрые дела, которые делают школьники после просмотра фильмов. И это не дела, спущенные сверху. Что делать и кому помогать — дети решают сами.
— Расскажите немного о процессе съемок. Каждый фильм снимаете в новом регионе страны?
— Да, мы приезжаем в регион и предлагаем представителям администрации вместе разработать сценарий, выбрать одно из качеств и на его основе снять фильм. Устраиваем для педагогов презентацию уже созданных фильмов, рассказываем о проекте.
По желанию включаем в сценарий и региональный компонент — это могут какие-то местные герои, известные люди именно этого региона, исторические события, важные именно для этого субъекта, и т. д. Люди говорят, что хотели бы видеть в фильме, какие из своих местных реалий. То есть мы получаем своего рода техническое задание и создаем на его основе сценарий.
После того, как сценарий принят, школьники всего региона собирают макулатуру — это десятки, сотни тысяч детей, а вырученные деньги идут на финансирование фильма. Это небольшие деньги, но их достаточно для того, чтобы создать маленький фильм. Фильм снимается здесь же, в регионе, где проводится кастинг по выбору актеров, а все школы указываются в титрах как сопродюсеры.
— Кто ваши режиссеры? Есть ли постоянная команда?
— Нет, постоянная команда дорого стоит. Никто не хочет писать сценарий для детского фильма, который будет к тому же малооплачиваемым. Это же все делается практически бесплатно. Сценарий сложно писать, это самая ценная часть проекта. Пока у нас Елена Владимировна Дубровская пишет все сценарии. Она же руководит съемками.
Некоторые сценарии писали и другие люди, которых она обучала.
Киноурок имеет свои особенности, свою специфику — мы создаем сценарий на основе конфликта лучшего с хорошим, должно быть показано внутреннее преображение персонажа.
— Сколько времени уходит на съемку одного фильма?
— Три-четыре дня. Мы хотели бы больше, но не получается — дорого. Каждый съемочный день — это очень большие деньги, поэтому у нас не получается снимать, как хочется. Всего на производство одного фильма уходит от полугода до восьми месяцев — от создания сценария до премьеры.
Мы приезжаем в регион для проведения премьеры — торжественной, с ковровой дорожкой, по которой идут дети, причастные к съемкам.
После этого направляем фильм в Российскую академию образования, Роскомнадзор, где проводятся экспертизы, после чего публикуем на сайте для общего доступа. Любые педагоги с любого конца страны могут скачать киноурок — фильм с методическим пособием, и использовать материалы для воспитательных занятий с детьми.
Педагогам рекомендуем зарегистрироваться на сайте проекта. Так они получают возможность познакомиться с социальными практиками — общественно полезными делами, выполненными детьми в разных уголках мира, и выкладывать свои социальные практики для обмена опытом.
— Насколько охотно чиновники включаются в эту «непрофильную» для них работу? Легко их вовлечь или сложно?
— Включаются, как правило, охотно. Многое, конечно, зависит от самого человека, его внутреннего мира и ценностей. Есть районы, где наш проект принимают с энтузиазмом. Но в целом это очень длительный процесс — донести до руководителей важность такой работы, важность создания фильмов для детей. Зачем? — говорят некоторые. Канал «Культура» и без нас фильмы показывает. Процесс осознания происходит медленно, но он идет.
Хороший пример — город Остров в Псковской области — там дети вовсю работают на собственном энтузиазме, а администрация им всячески помогает.
— А кто помогает вам? У вас есть спонсоры?
— Нам помогает фонд «Вера и дело», его составляют православные предприниматели, во многом благодаря этому фонду наша работа не прекращается.
Иногда помогают отдельные люди. Фильмы «8 Марта» и «Письма» помогли снять известные блогеры Юрий Подоляка и Евгений Супер. Они обратились к своим подписчикам с просьбой собрать средства на производство фильма, то есть это был краудфандинг. Так же помощь оказывал Михаил Федоренко.
Имена всех, кто внес свой вклад в создание фильма, обычно указаны в титрах.
— Когда был снят первый фильм?
— Первый фильм «За руку с Богом» был снят в 2016 году в Санкт-Петербурге. Елена Владимировна написала несколько рассказов, по которым проводился конкурс детского рисунка. Во время награждения дети предложили снять фильм. Мы пообещали, и через два месяца съемки состоялись. Это был первый опыт работы на съемочной площадке, тогда еще было мало знаний о деталях съемочного процесса.
— Со стороны священства ваш проект кто-нибудь поддерживает?
— Его поддерживают глубоко верующие люди. А в целом проект межконфессиональный, внеполитический и межнациональный. У нас большая страна, есть разные национальности и конфессии, поэтому стараемся говорить о ценностях, общих и понятных для всех.
Среди поддерживающих нас людей есть, конечно, и представители Русской православной Церкви. Есть, например, такой фильм «Ванька-адмирал», мы его снимали в городе Рыбинске, где жил и крестился святой благоверный князь Федор Ушаков, причисленный Православной Церковью к лику святых. И он стал образцом для подражания для героя нашего фильма Ваньки.
И снимать этот фильм нам помогал Владыка Тутаевский Вениамин. Нас с ним познакомили, и он нам все организовал. Благодаря ему этот фильм состоялся.
— Обратная связь от детей и учителей у вас есть? Как они на это все реагируют, что говорят?
— Обратная связь обширна — всем интересны и фильмы, и процесс созидания в деле, и поднимаемые нравственные темы. Особенно детям. Сегодня с ними никто не разговаривает на эту тему, качества человеческие не обсуждает. А проект доступно раскрывает волнующие их вопросы через искусство, что вдвойне интересно и живо воспринимается. Взрослые, особенно те, кто только сейчас начинают соприкасаться с проектом, недоумевают, почему только сейчас узнают о нем, ведь он не только затрагивает самые глубокие ноты души и взрослых, и детей, но и решает огромное количество задач воспитательного значения.
Кроме того, мы проводили серьезное научное исследование при поддержке Фонда президентских грантов. В нем приняли участие 3,5 тысячи учащихся начальных классов из 40 школ десяти субъектов федерации. Были выбраны субъекты, где мы снимали фильмы — Удмуртия, Тульская, Псковская, Ярославская, Московская области. В течение года системно, ежемесячно с детьми проводились занятия согласно системе воспитания.
Мы хотели проследить, как меняется нравственная ориентация и психофизиологическое состояние детей на фоне занятий. На этапе входа в систему занятий был выявлен большой процент инверсии и амбивалентности — это когда человек не понимает, что такое хорошо и плохо, подменяет понятия добра и зла, когда грани этих ключевых понятий становятся для него неочевидны. До начала проведения киноуроков детей с инверсией было 83%, по окончании — 17%.
— Какие у вас планы? Что и где собираетесь снимать?
— Хотим теснее выстроить работу с органами государственной власти и муниципальными образованиями нескольких регионов, чтобы они занимались поддержкой детей и педагогов. В ближайших планах у нас снять фильмы в Липецке, Белгороде и Курске. И вот на днях вылетаем в Якутию. Пока это только первый этап — будем общаться и договариваться, выстраивать рабочий план.
Мы не много снимаем, на самом деле. За шесть лет сорок один фильм. В Советское время снималось порядка 30 полнометражных картин в год. То, что сейчас снимается для детского воспитательного кино — это капля в море. Таких проектов должно быть намного больше.
Источник: КИНОКАНОН